Петербургские таксомоторные службы и автобусные компании не успели подготовиться к запрету на труд водителей с иностранными правами. Официально они утверждают, что запрет не сильно их побеспокоил, но в неформальных беседах подтверждают нехватку кадров. Перевозчикам приходится в спешке переучивать водителей — и только интернет-приложения по вызову такси переложили эту проблему на самих водителей.
Запрет на работу водителем автобуса и такси без прав российского образца вступил в силу 1 июня. Это значит, что теперь нельзя работать наемным водителем без российского водительского удостоверения. Работодателей пойманных на нарушении шоферов будут штрафовать на 50 тыс. рублей — самих их не накажут. Запрет одобрили еще в 2013 году, но его введение постоянно откладывалось. В основном, сроки ввода переносились из-за жителей Крыма — большинство местных жителей имели права украинского образца.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков объяснял необходимость запрета тем, что во многих происшествиях на дороге виноваты водители-иностранцы. В пояснении к законопроекту указывалось, что в российских транспортных компаниях работают около 9,5 тыс. иностранных водителей — как правило, это граждане Белоруссии. Больше всего иностранцев в транспортных компаниях Смоленской области (около 5 тыс. водителей), а также в Брянской области и Московском регионе.
Успели, но не успели
По оценке председателя правления Ассоциации перевозчиков пассажиров Василия Киселева, в Петербурге около 16 тыс. водителей автобусов, из которых до 4 тыс. человек — иностранцы. В официальном письме спикеру Госдумы Вячеславу Володину Василий Киселев утверждает, что автобусные предприятия Петербурга с начала 2014 года обучают иностранцев на российские права, но ни один из тех, кто ранее успешно сдавал экзамены в ГИБДД, теперь получить права не может. Киселев полагает, что даже один день простоя, если все иностранные водители города разом не смогут выйти на работу, обернется для предприятия убытком более чем в 100 млн рублей.
В ГУП "Пассажиравтотранс" относятся к запрету спокойно. По словам представителя компании, на предприятии проблемы с невыходом водителей на линию нет: из 3,7 тыс. водителей всего 27 иностранцев, и у них есть российские права. В "Пассажиравтотрансе" утверждают, что не привлекали много иностранных работников — только когда был серьезный недобор кадров.
В отсутствии перебоев в перевозках "ДП" заверили и в АО "Третий парк". Представитель компании-перевозчика заявил, что все автобусы вышли на линию в штатном режиме.
Однако неофициально участники транспортного рынка утверждают, что переподготовить иностранных водителей они еще не успели и рассчитывали, что запрет отложат до 1 июня 2018 года. Все перевозчики, по словам собеседника "ДП" из крупной петербургской транспортной компании, лукавят — никто не хочет поднимать скандал во время ПМЭФ.
"Сейчас мы делаем все возможное, чтобы привлечь водителей из депрессивных регионов: делаем рекламу на радио и телевидении, чтобы люди ехали, переучиваем их за свой счет, но этого мало", — утверждает источник. Нескольких лет, по его словам, было слишком мало, чтобы переобучить всех иностранных водителей, потому что экзамены принимаются нечасто и далеко не всем водителям удается сдать теорию и практику с первого раза.
Многие петербургские компании, включая мелких перевозчиков, 1 июня не выпустили иностранных водителей на тех маршрутах, где это возможно, но людей все еще не хватает. "Новых людей мы набираем с трудом. Запрет может разрушить всю отрасль частных перевозок из-за нехватки водителей. И останется только государственный перевозчик. Тогда неизбежно упадет качество перевозок", — сказал источник "ДП".
Как бы не водители
Судя по по всему, в службах такси ситуация обстоит схожим образом. Опрошенные "ДП" таксомоторные компании говорят, что они изначально не набирали иностранцев. Так, в "Таксовичкофф" иностранцам всегда было непросто устроиться на работу. В компании заявили, что их водители перед приемом на работу проходят проверку не только знания правил дорожного движения, но и города. Иностранцы, как правило, заваливаются на второй проверке.
Директор по развитию ГК "Петербургское такси 068" Виктор Соловьев заявил, что в их машинах нет ни одного водителя с иностранными правами. "Таких водителей — традиционно минимальное количество в такси полного цикла, но это запросто присутствует в компаниях, которые отдают автомобили в аренду, и агрегаторах", — заявил Соловьев.
Но это оказалось совсем не так - на агрегаторы формально не нанимают водителей, потому что они сотрудничают только с юридическими лицами, следовательно, запрет их не касается. Как утверждает директор по коммуникациям Uber в России и СНГ Ирина Гущина: "В России Uber сотрудничает только с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, ответственность которых — работать в строгом соответствии с российским законодательством".