У Оранжевой реки. Как устроена бизнес–модель ресурсных государств

Автор фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Автор фото: Руслан Шамуков/ТАСС

 

В одном из романов Луи Буссенара (это такие африканские приключения, популярные на исходе позапрошлого века) рассказана история спонтанного экономического форума, объясняющего, как бывает устроена бизнес–модель ресурсных государств. На берегу Оранжевой реки белые торговцы поджидают своего делового партнера, местного племенного лидера с говорящим именем — Кайман Пожиратель Людей. На переговоры с Кайманом рискует отправиться только отчаянный Большой Питер. По результатам саммита Питер получает мешок с алмазами, а Пожирателю Людей достается фургон, нагруженный ружьями, цепями для рабов и флягами с огненной водой.
После завершения сделки (белый пересчитывает алмазы, черный проверяет ружья) бизнесмены, напившись огненной воды, обсуждают перспективы дальнейшего сотрудничества, и тут Питеру приходит в голову оригинальная мысль.
"Скажи мне, друг Кайман, — говорит он, — ты такой великий воин, наводящий ужас на берегах Оранжевой реки, но знаешь ли ты о том, что ты сказочно богатый человек? За твои блестящие камни мы привозим тебе ружья и огненную воду, но, стоит тебе захотеть, мы можем доставить тебе совершенно удивительные вещи. Например, самоходный фургон, который катается по длинным полосам стали! Я уж не говорю о том, что за эти камни ты мог бы получить сколько угодно женщин, хоть черных, хоть белых…" — "Я понимаю тебя, друг Питер, — рассудительно замечает Пожиратель Людей, — но скажи, зачем мне самоходный фургон, который может кататься только по стальным полосам, в то время как караван рабов я могу гонять куда угодно, а из стали сделать хорошие цепи? Что касается женщин, то когда Кайман хочет, он бывает мужем любой женщины на берегах Оранжевой реки — черные не отказывают ему от восторга, а белые — от страха…"
"Мудрость твоя велика, друг Кайман, — соглашается Питер, но как ты смотришь на то, чтобы дать своим людям новые инструменты, которыми работают белые, тогда они смогли бы добыть для тебя еще больше сверкающих камней?.." — "Я слышу тебя, друг Питер, — возражает Кайман, — но моим людям не нужны инструменты белых. Они ведь не знают про мир, где есть самоходные фургоны. Скажу больше — мои рабы и воины думают, что ружья, цепи и огненную воду Пожирателю Людей приносят его великие предки, чтобы он когда–нибудь пошел войной на белых. Ты не бойся, — подсказывает Кайман, видя, как побледнел его приятель, — если я пойду войной на белых, кто же будет привозить цепи для моих рабов и огненную воду для моих воинов?" — "Воистину ты не только великий воин, но и великий вождь, друг Кайман", — говорит Питер, вытирая со лба холодный пот. "А как же, — ухмыляется Кайман, — ведь не просто так меня называют Пожирателем Людей!"
Действительно, ресурсная модель экономики может выглядеть примерно так, как представлял ее Пожиратель Людей, но наши современники скажут, что это совсем не обязательно. Ресурсная экономика не значит плохая. Менять алмазы на ружья и кандалы можно и в ХХI веке. Но можно направить излишки ресурсной ренты на развитие образования, как это делает Австралия, или на пенсии и общее повышение качества жизни, как это делает Норвегия. Можно развивать промышленность, как это делает Мексика, но для этого нужно иметь под боком хорошего покупателя на свои товары — например, США.
В любом случае выбор направления развития лежит на ответственности национальной верхушки. Но у верхушки есть своя мотивация к решениям, неизвестная рабам и воинам, о чем Пожиратель Людей и предупреждал.
Если за последние 2 года у наших сограждан, получающих 20–40 тыс. рублей в месяц, доходы упали на 17,5%, то у богатейшей прослойки они выросли — почти на 10%. Деньги надо куда–то вкладывать, и на этой неделе компания Knight Frank сообщила, что за 4 месяца 2017 года количество запросов россиян на покупку недвижимости в Лондоне на 30% превысило показатели прошлого года.
В то же время в последнем Обзоре финансовой стабильности, выпущенном ЦБ РФ, написано, что доля проблемных и безнадежных кредитов достигает максимальных значений в строительстве и торговле — секторах, тесно связанных с внутренним потребительским рынком. Зато, подсказывает Центробанк, безопаснее всего давать кредиты компаниям, которые занимаются добычей полезных ископаемых и производством электричества, газа и воды.
Собственно, эти данные наилучшим образом иллюстрируют и мотивы, и приоритеты, и логику принятия решений.