Заявления о том, что женщина не может руководить Исаакием, на первый взгляд действительно выглядят как fake news, а на практике в России и других странах общество пока не готово принять женщин во многих сферах, включая бизнес и политику.
Не успела Ирада Вовненко занять должность исполняющего обязанности директора Исаакиевского собора, как уже появилась информация о том, что губернатор Петербурга Георгий Полтавченко якобы распорядился срочно сменить ее на этом посту. Причем источники "Фонтанки" в правительстве Петербурга сообщили, что, по мнению руководства Исаакия, руководить таким объектом может только мужчина.
Пресс-секретарь губернатора тут же поспешил опровергнуть эти сообщения, назвав их типичными fake news. А Ирада Вовненко в тот же день заявила, что все же покидает пост исполняющего обязанности директора Исаакиевского собора, а потом вдруг передумала подтверждать эту информацию.
Вне зависимости от того, покидает ли она на самом деле пост или нет, неавторизованное заявление о том, что женщина, мол, неспособна управлять каким-то из городских объектов, звучит на первый взгляд странно, в конце концов, женщин в России уже даже пророчили в президенты. Но это только на первый взгляд. На самом деле в России, как и в других странах, женщин еще много где не готовы принять.
Президент на словах
В России даже действующий глава государства не так давно высказался за то, что женщина, может, и лучше бы с правилась с актуальными для страны проблемами.
"Что касается того, может ли женщина быть главой государства, то, ну что же, с этими проблемами (дорогами, проблемами здравоохранения, образования, развитием экономики, ее восстановлением, приданием ей необходимых темпов роста. — Ред.) может быть, женщина лучше всего и справится", — так Владимир Путин ответил на вопрос первоклассницы во время прямой линии в апреле 2016 года.
Чуть позже Дмитрий Песков на похожий вопрос также ответил: "вполне возможно". Ничего конкретного, впрочем, не сказав, а лишь напомнив, что конституция женщинам баллотироваться в президенты не запрещает.
А глава Сбербанка Герман Греф уже несколько раз заявлял, что России не помешала бы женщина-президент. В последний раз он напомнил об этом совсем недавно — на деловом завтраке во время второго дня ПМЭФ.
"Женщинам не нужны указания, может, нам нужен президент-женщина?" — заявил глава Сбербанка.
Впрочем, пока с трибун и из уст первых лиц доносились почти феминистские лозунги, в обществе отношение было несколько иным.
"Участие красивой женщины, несомненно, повысит интерес к выборной кампании и, возможно, положительно повлияет на явку, при этом не оттянув в серьезной степени голоса от основного кандидата", — так, например, возможности кандидата в президента описывало издание Expert Online в 2017-м.
По данным исследования "Левада-центра" увидеть на посту российского президента женщину в ближайшие 10-15 лет готовы лишь 33% россиян, в то время как 54% населения такая идея не по душе.
Неспортивное поведение
Говорить о женщинах на посту главы государства в России действительно преждевременно, учитывая тот факт, что их присутствие даже, например, в спорте все еще может удивлять. В мае 2017 года москвичка Марина Рыбникова подала в суд на компанию Nike за ролик "Из чего же сделаны наши девчонки?", в котором юная исполнительница поет, что современные девчонки сделаны из "стремлений, мастерства, независимости, свободы". Истец посчитала, что реклама развращает женщин и превращает их в мужчин.
"Независимость — это немножко не про нас (женщин), мы все-таки про внутреннюю структуру, про уют, про быт", — заявила москвичка и потребовала взыскать с компании 525 тыс. рублей за нанесенный моральный вред.
Незадолго до того, как Марина Рыбникова решила судиться с Nike, отличился и Олимпийский комитет России. В их twitter-аккаунте появилась запись с фотографией гимнастки Ангелины Мельниковой, на которой девушка лежит на траве в футболке "Все должны быть феминистками". Фото спортсменки сопроводили надписью: "Может, и феминистка, зато красивая и талантливая".
После того, как подписчики этот твит, мягко говоря, не оценили, сопроводив его комментариями в духе "может, и идиот, зато СММщик", сообщение все же удалили.
Кстати, нельзя сказать, что только в России находятся те, кого еще удивляет присутствие женщин, скажем, в спорте. В марте 2016 года директор теннисного турнира BNP Paribas Open в американском Индиан-Уэллсе заявил, что теннисистки должны каждый вечер становиться на колени и благодарить Бога за то, что родились такие спортсмены, как Роджер Федерер и Рафаэль Надаль, которые, по его словам, и продвигают теннис. Его слова в итоге спровоцировали международный скандал, и с поста директора турнира мужчине пришлось уйти, предварительно извинившись за сказанное.
Не место на Уолл-стрит
Во главе США, как и во главе России, женщина тоже еще не становилась, хотя еще осенью 2016 года казалось, что ситуация вот-вот изменится. Хиллари Клинтон по результатам опросов то шла вровень с кандидатом от консерваторов Дональдом Трампом, то и вовсе опережала его. Только вот глава Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что американцы ни за что не выберет женщину.
"Вся ее беда, как я думаю, в том, что она женщина, — подчеркнул Лукашенко. — Наверное, это как и в Белоруссии: если бы у нас был декоративный президент, то нашли бы красивую женщину", — высказывался белорусский президент. В самой Белоруссии шансы женщины на то, чтобы занять президентский пост, ранее озвучивала глава ЦИК Лидия Ермошина.
"Женщина, конечно, может, и будет очень влиятельным человеком, но она все-таки будет работать в некой традиционной сфере — руководить образованием или культурой. Но "батькой" должен быть мужчина, этакий отец нации", — говорила она.
Что касается выборов в США, то и там "отцом нации" в итоге стал мужчина. После того как победу все же одержал Трамп, ряд СМИ написали, что американское общество пока не готово к женщине-президенту. И не только к президенту.
В марте 2017 года накануне Международного женского дня финансовая организация State Street решила привлечь внимание к тому, что в четверти из 3 тыс. крупнейших компаний в США в советах директоров вообще нет женщин. Для этого организация установила на главной финансовой улице Нью-Йорка прямо напротив "Быка с Уолл-стрит" статую "Бесстрашной девочки", с вызовом смотрящей на быка. Предполагалось, что скульптура пробудет на Уолл-стрит всего неделю, но затем мэр Нью-Йорка заявил, что она важна для жителей города, и пообещал еще год никуда не убирать "Бесстрашную девочку". А вот автор "Агрессивного быка", напротив которого установили "девочку", сказал, что она нарушает идею его работы. Спустя несколько месяцев рядом с "Бесстрашной девочкой" появился еще и мопс, писающий ей на ногу. Мопса многие сочли знаком женоненавистничества, хотя сам установивший собаку художник заявил, что он ничего не имеет против феминизма, просто разрушает концепцию "Бесстрашной девочки", так же как сама она нарушает концепцию "Агрессивного быка".
Возвращаясь, к тому ради чего "Бесстрашная девочка" вообще оказалась на Уолл-стрит, можно вспомнить, что, например, в той же Facebook первая женщина появилась в совете директоров лишь в 2012 году, спустя 4 года после основания компании. В совете директоров Uber единственная женщина — Арианна Хаффингтон, основательница и главный редактор американского интернет-издания The Huffington Post. Она вошла в совет директоров компании всего год назад.