Банки запускают мобильные приложения для торгов на фондовой бирже, рассчитывая увеличить базу инвесторов. Однако пока эти сервисы имеют ограниченный функционал.
Сбербанк летом 2017 года запустит мобильный сервис для торговли (трейдинга) на фондовом рынке. C 13 июня мобильное приложение заработает на устройствах от Apple и до осени — на телефонах на системе Android. Об этом рассказал президент Сбербанка Герман Греф на собрании акционеров в мае 2017 года.
По словам Грефа, устройство подойдет как опытным трейдерам, так и новичкам. Судя по картинкам, показанным на презентации, приложение Сбербанка сможет определить инвестиционный профиль трейдера и предложить ему соответствующие ценные бумаги. Торговать можно будет рублевыми и долларовыми облигациями российских компаний, а также акциями и государственными облигациями. Однако окончательный список инструментов пока неизвестен.
Также можно будет открыть индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), по которому государство выплачивает налоговый вычет 13% от внесенной на такой счет суммы. Герман Греф также обещает, что к осени брокерский счет через мобильное приложение можно будет открыть за несколько минут без физического контакта с банком. Глава Сбербанка рассчитывает привлечь на фондовый рынок 1 млн клиентов банка в течение 4 лет. Для сравнения: сейчас в Сбербанке открыто около 200 тыс. брокерских счетов.
Разница в комиссиях
Запуск мобильного приложения для торгов на фондовом рынке — идея не новая. Банки и брокеры уже давно инвестируют в подобные сервисы. Одним из последних вышел на этот рынок Тинькофф Банк: он запустил свое приложение "Тинькофф Инвестиции" в марте 2017 года. По функционалу оно полностью копирует компьютерную версию брокерской программы, запущенной банком в октябре 2016 года. Обе версии приложения "Тинькофф Инвестиции", компьютерная и мобильная, рассчитаны скорее на новичков. В сервисе доступно 100 акций и примерно столько же облигаций, которые торгуются на Московской бирже и зарубежных площадках: NASDAQ и Нью–Йоркской фондовой бирже. Для совершения сделок "Тинькофф" открывает брокерский счет в компании "БКС".
К недостаткам трейдинга через "Тинькофф Инвестиции" можно отнести высокую комиссию. Она составляет 0,3% от суммы сделки, но минимум 99 рублей. Поэтому совершать множество небольших сделок через это приложение очень дорого. В Тинькофф Банке не ответили на запрос "ДП" о численности аудитории мобильного брокера.
В феврале 2017 года мобильное приложение для трейдинга запустил и Альфа–Банк. Оно также полностью копирует компьютерную версию. С помощью приложения "Альфа–Директ" на Московской бирже можно торговать без ограничений, а на Санкт–Петербургской — только самыми ликвидными бумагами США.
В "Альфа–Директ" доступен демосчет. Кроме того, здесь гораздо меньше комиссия: в зависимости от тарифного плана она начинается от 0,04% и может быть меньше при увеличении объема сделок. В мобильном приложении нет закладок "новости компаний" и "аналитика", а в компьютерной они есть. В пресс–службе Альфа–Банка на вопрос, кто пользуется мобильным приложением и какова по численности эта аудитория, не ответили.
Брокеры давно в тренде
В приложениях у специализированных брокеров аналитика есть. Для них обслуживание трейдеров — основной бизнес, поэтому их приложения гораздо функциональнее. Здесь и комиссия ниже. Например, у БКС по тарифу "Старт" ставка начинается от 0,035% за сделку плюс 354 рубля ежемесячный платеж при объеме сделок до 1 млн рублей в день. После можно сменить тариф на "Профессиональный" и платить 174 рубля в месяц. Такая же — 0,035% — ставка у брокера "ФИНАМ".
У брокера "КИТ Финанс" для ежедневного оборота до 1 млн рублей комиссия составляет 0,048% и ежемесячный платеж — 200 рублей. Однако он снижается на сумму уплаченной комиссии. Мобильные и компьютерные приложения брокеров предлагают весь спектр услуг для биржевой торговли.
Трейдинг активно мигрирует в мобайл, уверены в БКС. "Для нас мобильное приложение стало одним из важнейших каналов привлечения новых клиентов, одновременно с этим большая часть действующих клиентов БКС начали использовать его. На сегодня мобильное приложение установили более 300 тыс. человек", — рассказывает директор по маркетингу компании "БКС" Руслан Смирнов.
По оценкам брокера, ежедневно в торгах через мобильные устройства участвуют примерно 10 тыс. человек и вскоре количество их сделок превысит этот же показатель торгов через веб–приложение на компьютере.
"Один миллиард рублей в день — такой оборот мы видим сейчас, и он продолжает расти", — уточняет Смирнов.
Бесплатное будущее
Создать мобильное приложение для трейдинга стоит относительно недорого. "Это несколько миллионов рублей на разработку и еще столько же на серверные компьютеры. При этом операционные издержки в мобильном приложение ниже, что позволит сократить или вовсе убрать брокерскую комиссию", — прогнозирует руководитель аналитического отдела инвестиционной компании "Доходъ" Всеволод Лобов.
Он приводит в пример американский стартап Robinhood — это мобильный брокер, который не берет комиссию за совершение сделок, тогда как самые дешевые посредники в США забирают $7–10 за сделку.
В апреле 2017 года создатели Robinhood заявили о том, что аудитория сервиса достигла 2 млн пользователей, которые сэкономили $500 млн на комиссии. Robinhood зарабатывает за счет платной услуги, которая позволяет торговать с кредитным плечом. Robinhood нацелен на новых инвесторов в возрасте до 30 лет. Стартап привлек $176 млн инвестиций.
“
Не стоит путать банковских и специализированных брокеров. Первые выходят на фондовый рынок, чтобы дать клиентам альтернативу теряющим привлекательность депозитам. Банковские трейдинговые приложения, как правило, выглядят совсем просто. Их функционал заключается лишь в покупке и продаже небольшого количества самых ликвидных бумаг. За такую простоту клиенты платят высокой комиссией. Однако их это не сильно заботит, так как это зачастую консервативные люди, которые просто накапливают активы. Специализированные брокеры дают больше возможностей.
Дмитрий Кумановский
начальник аналитического отдела ИК "ЛМС"
“
Инвесторы разные. Одни работают за настольным компьютером и мобильное приложение используют для мониторинга торгового счета и принятия срочных решений. Вторые — пользуются только мобильным приложением. Основная функциональность одинаково предоставлена и в мобильном, и в настольном варианте ПО. Клиенты нашей компании могут увидеть разницу лишь в редких случаях, когда возможностей мобильных приложений уже недостаточно. Например, выставление особого типа заявки с экзотическими параметрами.
Валерий Бакушин
руководитель проектов ГК "ФИНАМ"