Основав веревочный парк для отдыха корпоративных и частных клиентов, бизнесмен Михаил Шпигель вскоре получил несколько предложений создать похожие проекты на заказ. Согласившись, предприниматель построил еще пять парков под брендом "Город мечты" и увеличил годовую выручку с 12 млн до 25 млн рублей.
Проработав год в компании, организовывающей корпоративные мероприятия, менеджер Михаил Шпигель предложил руководству создать стационарную развлекательную площадку, но инициативу не поддержали. Тогда предприниматель нашел инвестора, вложившего в проект 600 тыс. рублей, и реализовал идею, построив веревочный парк в Ленобласти в 2008 году. Вложения окупились за 2 года, и вскоре появился второй парк в районе Ольгино. В конце 2015 года Михаилу Шпигелю поступил ряд предложений по строительству парков, которые бизнесмен принял и дополнительно занялся техническим обслуживанием своих проектов. За это время под брендом "Город мечты" появилось еще пять площадок, а выручка выросла до 25 млн рублей. В планах — строительство еще четырех веревочных парков в 2017 году и оформление франшизы.
Сто проектов в год
"На европейском рынке такой формат существует давно, но в России почти не развит. А ведь это интересный бизнес с быстрой окупаемостью", — рассказывает Михаил Шпигель о веревочных парках. По словам предпринимателя, две трети дохода приносят строительство и обслуживание новых проектов. Тем не менее ивент–направление остается для компании по–прежнему приоритетным. Чтобы бизнес оставался рентабельным, "Городу мечты" нужен оборот от 10 млн рублей и 50–100 реализованных проектов в год. За время работы у компании накопилось около 500 постоянных клиентов, среди которых РЖД, Сбербанк, "Ростелеком", Prisma и др.
В 2016 году Михаил Шпигель совместно с соучредителем Антоном Тарасовым открыл в Ленобласти собственное производство оборудования для веревочных парков площадью 100 м2 с ежемесячной арендной ставкой 32,5 тыс. рублей. В него предприниматель вложил всего 500 тыс. рублей. Среди поставщиков "Города мечты" — производители дерева, канатов и пр., всего их около 20. На строительство каждого из семи парков ушло 3–5 млн рублей, пять новых площадок принадлежат другим юрлицам, однако Михаил Шпигель организовывает там ивент–мероприятия — квесты, пейнтбол и пр. Площадки отличаются инфраструктурой: одни не предполагают проживание, другие находятся на территории отелей и баз отдыха. Ежемесячно через каждый парк проходит до 1 тыс. человек.
Когда кризис на руку
В связи с кризисом небольшие компании начали экономить на мероприятиях и реже практиковать корпоративный отдых. Вместе с тем крупные предприятия, работающие, например, в сфере IT, напротив, пользуются услугами ивент–агентств чаще.
"Число наших клиентов немного уменьшилось, но качество выросло", — резюмирует Михаил Шпигель. Мария Баталова, заместитель генерального директора компании "Норвежский парк", считает, что в последние годы веревочные парки понесли затраты, она связывает это с удорожанием импортного оборудования. "Тем не менее на посещаемости веревочного парка кризис никак не сказался, два сезона подряд мы старались не поднимать цены", — резюмирует Мария Баталова.
В Петербурге и ЛО работают более 15 веревочных парков, например на Елагином и Крестовском островах, в Парке им. Бабушкина. Среди крупных игроков рынка — "Норвежский парк", "Высотный город", Koshkino Park, King Kong Park и пр.