С нового года назойливость коллекторов ограничили новым законом. Однако число жалоб на них по-прежнему велико. С другой стороны, и коллекторы нередко жалуются на заемщиков.
По данным Управления Федеральной службы судебных приставов по Петербургу, с начала 2017 года по состоянию на 13 июня от заемщиков поступило 876 жалоб на коллекторов. На их основании суды выписали сотрудникам коллекторских агентств 15 штрафов на общую сумму 265 тыс. рублей и одно предупреждение. Чаще всего жалуются на частые телефонные звонки и sms-сообщения по поводу просроченной задолженности от сотрудников коллекторских агентств, сообщили в ведомстве.
Лимит на жалобы
С 1 января 2017 года в силу вступил закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности", который четко ограничивает частоту взаимодействия коллекторов с должником при взыскании у него задолженности. Также с нового года работу коллекторов стали контролировать управления Федеральной службы судебных приставов.
По данным НАПКА (Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств), по итогам I квартала 2017 года на Петербург пришлось 8,7% всех жалоб на коллекторов (второе место по России) в сервис ассоциации "Добро пожаловаться" и 28,57% всех hard-жалоб, то есть обращений о применении методов взыскания, запрещенных законом.
Число коллекторов, действующих незаконными методами, в Петербурге за последний год снизилось примерно в 2 раза, отмечают в Юридическом бюро №1. Психологическое давление пытаются применить только коллекторы, представляющие микрофинансовые организации, так как им запретили без коллекторских агентств работать и самим взыскивать долги. "Банкам нет нужды портить себе репутацию, они если и нанимают коллекторов, то действующих исключительно в правовом поле", — отмечает генеральный директор бюро Юлия Комбарова. По ее словам, после нескольких громких случаев со штрафами за нарушение закона коллекторы стали реже звонить должникам. "Но они стали запугивать визитами на дом для описи имущества, которую можно провести только по решению суда", — добавляет она.
Достучаться до должников
Коллекторы, в свою очередь, отмечают что многие заемщики нечетко знают закон и их жалобы порой необоснованны. "Например, должник, у которого около пяти непогашенных кредитов, регулярно пишет жалобы, что ему звонят, но при этом он ни разу не взял трубку и с ним никто по вопросу урегулирования долга так и не пообщался", — говорит генеральный директор коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшен" Алексей Терский.
По новому закону взыскатель не может звонить должнику или уведомлять его в sms-сообщении чаще 1 раза в день. Но, как отмечает Алексей Терский, по статистике примерно 20% звонков должников в агентство обрывается из-за технических сбоев, около 30% контактов завершается просьбой должника перезвонить через некоторое время. Также из-за технических сбоев операторов должники могут подряд получить несколько сообщений, что служит поводом для написания жалобы на агентство.