Несколько месяцев бесконечных скандалов в итоге привели к отставке основателя компании Uber Трэвиса Каланика. "ДП" посмотрел с чем за это время пытался справиться один из самых успешных стартапов.
Основатель Uber Трэвис Каланик покинул пост главы компании. Его уходу предшествовал длительный кризис — за последние месяцы компания столкнулась с порицанием за якобы безоговорочное согласие с политикой президента Дональда Трампа и с обвинениями в потворствам сексуальным домогательствам, вслед за которыми было инициировано расследование.
В середине июня Трэвис Каланик сообщил, что уходит в отпуск на неопределенный срок, отметив, что будет при этом принимать стратегически важные для компании решения и объяснив свое решение личной трагедией. После того как стало известно об уходе главы Uber в бессрочный отпуск, появилось мнение, что к руководству компанией он уже не вернется.
На фото: Создатель Twitter Джек Дорси занимал пост генерального директора микроблогового сервиса всего 2 года. В 2008 году его сменил второй сооснователь Эван Уильямс, официальной версией ухода стали разногласия между партнерами. Три года спустя Дорси снова вернулся к руководству компанией.
Удаленный сервис
Скандалы сопровождали Uber весь последний год — причем не все они имели под собой реальные основания для критики компании. Например, в конце января компанию обвинили в попытках заработать на антитрамповских протестах, когда сервис повысил тарифы на поездки в местах, где собирались протестующие. В тот же период компанию обвинили из в согласии с политикой Дональда Трампа — причиной для этого стало участие Трэвиса Каланика в консультационном совете при президенте США. В компании объяснили, что тарифы были повышены автоматически, а участие в консультационном совете вовсе не означает согласие с решениями президента, в частности с его антимигрантским указом, но в Сети к тому времени уже появился вирусный хештег #deleteuber, призывающий отказаться от услуг сервиса. Меньше чем за неделю Uber потерял около 200 тыс. клиентов, которые удаляли приложение и подключались к сервису-конкуренту Lyft. Трэвис Каланик сделал заявление о том, что пострадавшим от указа Трампа водителям будут выплачены компенсации, а позже покинул консультационный совет.
Но, пожалуй, дела компании обстояли бы не так плохо, если бы частично надуманный скандал с участием Трэвиса Каланика в совете при Трампе был единственной проблемой.
Корпоративный сексизм
Uber снова подвергся критике после заявления бывшей сотрудницы Uber Сьюзан Фаулер. В феврале 2017 года она рассказала о сексуальных домогательствах в коллективе. По словам бывшей сотрудницы, в первый рабочий день ее начальник намекнул на интимную связь, сказав, что не хочет неприятностей, но не может удержаться от того, чтобы предлагать секс коллегам. Как рассказала Фаулер, отдел кадров остался безучастен к проблеме, кроме того, она обратила внимание на то, что сталкивалась и с другими примерами дискриминации, а также заметила, что за 2 года ее работы в Uber количество женщин, занятых в компании, сократилось с четверти до 6%.
У Uber давно сложились крайне непростые отношения с вопросами дискриминации и сексизма. Еще в 2014 году основатель компании Трэвис Каланик прославился сексистскими шуточками, непереводимо обыграв название компании. В том же году во Франции сервис запустил рекламу, предлагавшую пассажирам "горячих цыпочек" в качестве водителей. Когда журналистка Сара Лейси намекнула, что такой сексизм — это вообще-то проблема, заслуживающая внимания, вице-президент компании Эмиль Майк обругал ее в ответ. Каланик объяснил, что высказывания Майкла не совпадают с позицией компании, а последний сохранил свое место.
После откровений Фаулер издание New York Times опубликовало собственное расследование, рассказав о случаях дискриминации по половому признаку, гомофобии и притеснения сотрудников.
Трэвис Каланик тоже отреагировал на сказанное Фаулер — он сообщил, что все описанное противоречит всем принципам компании и все, кто ведет себя подобным образом, будут уволены, а также инициировал масштабную проверку в компании. Но не успел глава Uber разобраться со скандалом на почве притеснения сотрудников и сотрудниц, как издание Bloomberg опубликовало видео перепалки Трэвиса Каланика и водителя Uber Black. Последний обвинял главу Uber в снижении тарифов и повышении стандартов обслуживания, Каланик сначала пытался объясниться, но потом начал грубить водителю.
Впоследствии основателю Uber пришлось опубликовать открытое письмо и принести извинения.
Все уйдут, а я останусь
После февральских скандалов из Uber был уволен вице-президент компании Амит Сингхал — выяснилось, что при трудоустройстве он скрыл тот факт, что был уволен из Google за сексуальные домогательства. В марте в отставку также ушел президент технологического подразделения Uber Джефф Джонс. Как сообщил Трэвис Каланик, Джонс покинул компанию после того, как руководство приняло решение нанять нового операционного директора. Сам уволившийся топ-менеджер объяснил свое решение иначе.
"Методы и принципы, которых я придерживался на протяжении своей карьеры, несовместимы с тем, что я увидел и пережил в Uber", — заявил он.
На этом череда громких уходов не закончилась. В конце мая Uber уволил вице-президента Энтони Левандовски, возглавлявшего программу по созданию беспилотных грузовиков. Причиной стало то, что Левандовски отказался выступать в суде против связанной с Google компании Waymo, которая обвинила сотрудника в краже технологий.
В середине июня компанию также покинул член совета директоров миллиардер Дэвид Бондерман. Ранее в ответ на реплику Арианны Хаффингтон, также входящей в совет директоров, Бондерман заметил, что если в руководстве будет больше женщин, то увеличится и количество разговоров. Намек на женскую болтливость вызвал негодование, и миллиардер принял решение покинуть компанию.
К тому моменту, как Дэвид Бондерман заявил о решении выйти из совета директоров Uber, уже были известны результаты проверок компании, одной из которых занимался бывший генпрокурор США. По результатом внутрикорпоративного расследования были уволены около 20 сотрудников, еще три десятка работников были направлены на переаттестацию, позже совету директоров были предложены меры по преодолению кризиса. Среди них — пресечение любых проявлений насилия, пересмотр корпоративных принципов, стремление к инклюзивности и разнообразию состава сотрудников.
Трэвис Каланик заявил о своем уходе в бессрочных отпуск в середине июня и объяснил этот шаг личной трагедией — во время прогулки на лодке его родители попали в аварию, в результате которой мать предпринимателя погибла. Уже тогда появилось мнение, что из бессрочного отпуска Каланик может и не вернуться. 21 июня стало известно о том, что основатель Uber покинул пост главы компании. Как сообщили источники The New York Times, на уходе Каланика настаивали пять основных инвесторов Uber.