Исполнительный редактор "ДП" об интервью Светланы Алексиевич, которое не вышло в "Деловом Петербурге"

 

Вечером в понедельник, 19 июня, на ИА REGNUM вышло интервью обозревателя "ДП" Сергея Гуркина с нобелевским лауреатом Светланой Алексиевич. По ходу разговора белорусская писательница прервала разговор и запретила публиковать интервью. Изначально журналист готовил интервью для "ДП", однако редакция отказалась от его публикации, так как оно не было согласовано. После публикации интервью на ИА REGNUM Сергей Гуркин был уволен из "ДП" по соглашению сторон.
Несколько слов по поводу интервью Светланы Алексиевич. Спасибо большое за высказанные мнения и комментарии! Все, что не некролог, то реклама. А теперь по сути.
1. Модест Колеров (главный редактор REGNUM. - Ред. dp.ru), рассказывая, что журналист двух изданий сначала взял интервью у Светланы Алексиевич, а потом решил, куда его отдавать, и отдал в "Регнум", к сожалению, не обладает полнотой информации. Предложение поговорить со Светланой Алексиевич Сергей Гуркин получил от меня, то есть от "ДП".
2. Встреча состоялась благодаря посредничеству проекта "Диалоги", по приглашению которого, как я понимаю, Светлана приехала в Петербург. "ДП" давно и плодотворно сотрудничает с "Диалогами", на страницах газеты уже многократно выходили интервью с героями этого прекрасного проекта. За что отдельное спасибо Николаю Солодникову. Эти интервью регулярно делал и Сергей, каждый раз договариваясь о встрече с организаторами "Диалогов" от лица "ДП". Таким образом, нет ни малейших сомнений, что Светлана Алексиевич была предварительно предупреждена, что она будет общаться с представителем "Делового Петербурга", а не какого-то другого издания. Я очень надеюсь, что этот инцидент не повлияет на наши диалоги с "Диалогами".
3. По практике знаю, что очень многим ньюсмейкерам далеко не все равно, с представителем какого СМИ общаться. Условно говоря, кто-то с удовольствием даст интервью "Аль-Джазире", а кто-то - поговорит с "Нью-Йорк Таймс". И стоит уважать выбор и время людей.
4. Интервью в таком виде не могло появиться на страницах "ДП". Поэтому я настоятельно предлагал Сергею дождаться ответа от Светланы. Сергей всегда был очень щепетилен в этом вопросе и вносил поправки по просьбе героев интервью.
5. Согласование интервью - такая же часть работы журналиста, которая порой занимает в разы больше времени, чем подготовка к разговору, расшифровка и редактирование, вместе взятые. У меня лично было несколько примеров, когда интервью согласовывалось, даже если сначала следовал категорический отказ. А также были случаи, когда интервью после согласования приходило в такой вид, что я отказывался от публикации. И в итоге материал не выходил ни в каком виде - ни первоначальном, ни согласованном.
6. Сергей Гуркин - хороший журналист. Но ни от кого нельзя требовать невозможного. А эта тема, как оказалась, из разряда невозможных. Лучше не просить снять фильм о конфликте в Нагорном Карабахе ни армянского режиссера, ни азербайджанского, если стоит цель получить хотя бы более-менее беспристрастную картину событий. И таких примеров, к сожалению, можно привести много.
7. Хуже всего, что все это в конечном итоге принесло пользу лишь телепропагандистам, которые сделали из интервью новость номер один, посвятив ему в вечернем прайм-тайме почти 6 минут. Пропаганда, к сожалению, лишь сеет ненависть и еще больше разделяет людей. А хочется, извините за пафос, приносить людям пользу, занимаясь журналистикой.
Автор — исполнительный редактор "ДП" Дмитрий Грозный