Власть приготовилась к решающей атаке на непокорные мессенджеры. Запрет Telegram символически совпал с призывами Владимира Путина строить цифровую экономику — понятно, что новый мир не построишь, не покончив со старым. А поле для развития передовых технологий в России огромное.
Глава Роскомнадзора Александр Жаров публично обратился к администрации Telegram — то есть к Павлу Дурову — с требованием, сильно напоминающим угрозу: сдайте, мол, данные о компании для реестра организаторов распространения информации, а не то Telegram в России будет заблокирован.
Роскомнадзор уже давно осаждает Telegram; Александр Жаров так и пишет — почти каждый день по всем доступным адресам отправляем письма. Павел Дуров всегда отказывался и, вероятнее всего, своей позиции не изменит. На своей странице в "Вконтакте" он удивился, что Роскомнадзор интересует Telegram, но не интересует Viber, Whatsapp или Facebook messenger. "Как только Telegram блокируется, переписка российских чиновников, их общение с друзьями и родственниками и прочие чувствительные данные через WhatsApp/Viber перейдут в подконтрольные Америке облака Apple iCloud/Google Drive, - написал Павел Дуров. - Какой в этом смысл с точки зрения национальной безопасности России? Со стороны выглядит как некий саботаж государственных интересов". "Незаменимых нет", — храбрится Жаров.
Одновременно в Госдуме выступил с секретным докладом об информационной безопасности глава ФСБ Александр Бортников — на заседании обсудили создание отечественных мессенджеров. "Думаю, потребуется изменение законодательства для внедрения в России своих мессенджеров и развития микросхем, — цитирует ТАСС заместителя председателя комитета Госдумы по безопасности Дмитрия Савельева. — Пока сервера находятся за границей, у них в руках и информационное воздействие".
Недовольство самим фактом того, что большинство популярных программ, да и самих компьютеров и гаджетов имеют иностранное происхождение, российские власти высказывают давно. В конце мая группа депутатов внесла в Госдуму очередной тематический законопроект, на этот раз о запрете анонимности в мессенджерах.
Читайте также:
Выборы
В неопределенном времени: реален ли "Путин 3.0"
При первой же возможности власти бы наверняка все-таки заблокировали всю эту неконтролируемую дрянь, а оставили только хорошие, проверенные сайты и программы, где все пользователи на виду и поэтому лишнего не напишут. Но вот захотят ли они и себя лишить такой возможности? Ведь и Павел Дуров довольно прозрачно намекнул на то, что его мессенджером пользуются российские чиновники - и не факт, что им самим очень хочется, чтобы их переписку читала ФСБ. Останавливает и перспектива траты очень больших денег на создание автономного Интернета. Не то чтобы было жалко — на "аналоги известных порталов" в России готовы выделять из бюджета немалые суммы, не заботясь об эффективности трат (см. поисковик "Спутник"). Но, к сожалению, для полноценной замены понадобятся траты совершенно другого порядка, а у бюджета пока еще есть и другие распорядители.
Очень показательно, что именно историей с запретом мессенджеров власти начинают построение цифровой экономики. Всего только в начале июня Владимир Путин на ПМЭФ провозгласил курс на построение страны высоких технологий, и вот, не прошло и месяца, как ФСБ и Госдума откликнулись на призыв президента. Google, опять же, накануне частично заблокировали: ненадолго и вроде бы по ошибке, но есть мнение, что в порядке тренировки и демонстрации возможностей.
В какой-то степени это логично. Нельзя же строить новый цифровой мир, не разрушив старый. О пользе разрушения старого мира нам спели еще во время событий, которым в этом году как раз исполняется столетний юбилей. Дело не в конкретных названиях программ, просто старый мир основывался на анонимности и бесконтрольности, а новый будет основан на подчинении и контроле. В наше время из одного в другой вполне можно перейти — надо только подписать несколько бумажек. Но фильтровать, кого брать в новую цифровую экономику, а кого нет, все-таки будет, извините, специально обученный человек.
В Интернете нужна прозрачность. Правда, в одностороннем порядке. Паспортные данные от пользователей потребуются, а вот, например, сведения об активах высокопоставленных чиновников лучше засекретить. Такой закон Госдума приняла тоже на днях. Есть такие специальные стекла, с одной стороны видно все, а с другой — ничего, и сделать такое стекло тоже технология вполне себе высокая.
Поле для развития передовых технологий в России огромное — эффект низкой базы. К примеру, сейчас в Москве идет судебный процесс над руководителями "Гоголь-центра" — их, в частности, обвиняют в том, что они взяли денег из бюджета на постановку "Сна в летнюю ночь", а постановки никакой не было. Режиссер Кирилл Серебренников доказывает, что спектакль ставился более 15 раз, и его посетили тысячи зрителей, а прокурор не верит.
Вывод очевиден любому человеку с государственническим мышлением. Для того чтобы избежать подобных эксцессов, необходимо создать единую базу зрителей. Куда и записывать — кто, когда и на что сходил. С паспортными данными, разумеется, а заодно и подписями, мол, посетил, претензий не имею, чувства не оскорблены (или оскорблены, это уж как получится, тогда робот автоматически возбуждает дело). Вот как высокие технологии и Big Data могли бы стать полезными в России.