Спрос на "умные" развлечения для детей рождает предложение: за 7 лет с момента появления первого такого проекта, интерактивного музея "Зазеркалье" в лофте "Этажи", открылось около десятка подобных объектов. Их совокупный оборот приближается к 1 млрд рублей.
Интеллектуальные развлечения для детей стали одним из самых устойчивых трендов последних лет. Отсчет новейшей истории этой индустрии в Петербурге условно можно начать с открытия в лофте "Этажи" зимой 2010 года выставки "Зазеркалье" — это первое заведение, существовавшее не при вузе или "взрослом" музее, как это было раньше, а созданное самостоятельно, специально для просвещения детей. Выставка знакомила посетителей с интересными физическими явлениями. Она всего на 3 месяца приехала из Москвы. Но в том же году в МФК "Толстой-сквер" стартовал аналогичный "Лабиринтум".
Сейчас в Петербурге больше десятка проектов, нацеленных на просвещение в игровой форме и полезное времяпровождение. Это уже упомянутый "Лабиринтум" (второй открылся в 2016 году в ТРК "Радуга"), два города профессий "Кидбург" (в ТРК "Гранд Каньон" и "Радуга"), недавно стартовавший музей удивительных и уникальных явлений "Титикака" в бизнес-центре "Казанский", научная лаборатория "Умный Петербург" (не имеет привязки к конкретному месту, проводит занятия по разным адресам), PhysLand — научно-популярный антимузей на проспекте Медиков. Похожие проекты созданы при существующих крупных музеях и вузах: Музей оптики ИТМО, Музей почвоведения Академии сельскохозяйственных наук РАН и др.
Кроме того, в разных государственных и коммерческих организациях проводятся сотни всевозможных мастер-классов — от кулинарных и живописных до курсов робототехники. А также различные научные шоу, по большей части действующие по иностранной франшизе: это сети "Сумасшедшая лаборатория" (более 180 городов в шести странах мира), "Открывашка" (72 точки в пяти странах), "Научное шоу профессора Николя" (61 точка в пяти странах).
В кризис выручка растет
Все эти проекты — более или менее интерактивные и очень отличающиеся друг от друга как по содержанию, так и по форме, и по возрастной ориентации. Объединяет их то, что все они нацелены на вовлечение посетителей в интеллектуальную деятельность.
Все больше родителей предпочитают, чтобы их отпрыски не бездумно скакали на батутах и резвились на веревочных лестницах и каруселях, а были заняты полезной для умственного развития деятельностью. Да и сама молодая поросль любит посверкать молниями, смешать химреактивы или самостоятельно испечь блины.
Судя по высокой посещаемости таких заведений, именно это сейчас пользуется наибольшим спросом, обеспечивая проектам высокий доход. По данным СПАРК, в 2015 году, когда население из-за нестабильной ситуации в экономике резко сократило затраты на предметы не первой необходимости, выручка "Лабиринтума" превысила 28 млн рублей и выросла по сравнению с показателем 2014-го на 9%. Выручка "Кидбурга" в том же году увеличилась в 3,3 раза, до 356 млн рублей.
Совокупный оборот интеллектуальных развлекательных заведений для детей в Петербурге составляет около 1 млрд рублей.
Владельцы интеллектуальных развлекательных заведений неохотно рассказывают о коммерческих аспектах своих проектов. По оценке экспертов, открытие "Кидбурга" в "Радуге" могло обойтись ООО "Кидбург" (компанию контролирует Максимилиан Пивоваров, "Кидбург" владеет также "Лабиринтумом" и музеем "Сказкин дом") в 150 млн рублей. Посещаемость "Кидбурга" в будни — 400-500 человек, в выходные — около 1,6 тыс. "Лабиринтума" — соответственно 350 и 500 человек. Создатели музея "Титикака" сообщили, что стремятся к показателю 1 тыс. посетителей в уик-энды и праздники. Цены на билеты в заведениях сопоставимы: в "Лабиринтуме" и "Титикаке" — от 350-380 рублей. В "Кидбурге" — детские от 350 рублей, взрослые от 300 рублей. В PhysLand — от 400 рублей.
По данным эксперта консалтингового портала Openbusiness Владимира Ходзинского, франчайзинговые шоу — оптимальный формат для тех, кто еще только изучает рынок. Создание компании по проведению таких шоу обойдется в сумму от 175 тыс. рублей, включая покупку франшизы. "Стоимость пакета возрастает в зависимости от количества покупаемых сценариев и требуемого реквизита. Наиболее популярный на рынке формат — научное шоу для детей от 4 до 14 лет, которое наглядно демонстрирует малышам и подросткам законы физики и химии", — поясняет Ходзинский. Так, владелец сети "Сумасшедшая наука" компания "Интересная наука" продает пакет за 175 тыс. рублей, из которых 35 тыс. рублей — стоимость реквизита, а 140 тыс. — право на бренд, сценарии 55 экспериментов, секреты приготовления реагентов и т. д. Окупаемость таких проектов меньше полугода.
Где живет настоящая Барби
Более основательные проекты, вроде музеев и выставок, требуют более значительных затрат. Так, одна только экспозиция московского "Экспериментаниума" (аналог "Лабиринтума") оценивается в 40 млн рублей, не считая затрат на аренду помещения, зарплату сотрудникам и т. д.
"Экспонаты для музея находить и доставлять очень трудно, — рассказывает Никита Истомин, руководитель проекта "Титикака" (принадлежит компании AlertGroup). — Например, прежде чем найти настоящую куклу Барби из первой серии этих игрушек, с сохранившимися частями тела, деталями костюма и упаковки, мы несколько месяцев бродили по всевозможным интернет-сайтам, где продаются коллекционные вещи. Цены колебались от 5 тыс. рублей до 800 тыс. рублей. А самый маленький в мире автомобиль — Peel P50 длиной всего 134 см — пришлось заказывать производителю в Великобритании. Такую машину серийно не выпускают с 1965 года. Да и производили-то их всего 3 года, с конвейера сошло всего около сотни экземпляров. Поэтому оригинальных машин в мире единицы".
По его словам, связаться с британскими мастерами, которые собирают машины-малютки на заказ, удалось не с первого раза и цена на изготовление была не та, что указывалась первоначально. Никита Истомин не назвал цену. Согласно интернет-предложению, производитель предлагает собрать такой автомобильчик за 1,5 тыс. фунтов (114,5 тыс. рублей). В 1962-1965 годах они продавались по 199 фунтов.
Затраты на открытие выставки Никита Истомин не раскрывает, но, по оценкам экспертов, AlertGroup уложилась в 15 млн рублей.
Окупаемость стационарных проектов интеллектуальных развлечений — 3-5 лет. Но это не останавливает предпринимателей. По мнению участников рынка, он далек от насыщения, и, как показал кризис, во время нестабильной экономической ситуации посещаемость подобных заведений не только не снижается, а возрастает.