Хотел того Иосиф Бродский или нет, Петербург дорожит памятью о нем. Бродский сбежал из коммунального Ленинграда в поисках свободы и славы. Его обещание вернуться на Васильевский остров знакомо каждому нашему старшекласснику.
Многие также знают, что ни в эту страну, ни в родной город, ни к оставшимся здесь родителям и сыну поэт так и не вернулся. Даже гостя в Хельсинки, Бродский не выбрался в альма–матер. К стране, где он родился и вырос, поэт испытывал недвусмысленные чувства. Так что ставить его в один ряд с героями пантеона российской культуры, как это сделали авторы шоу для открытия Олимпиады в Сочи, стоит все–таки с оговорками.
Выставка в Ахматовском музее избегает этих противоречивых подробностей. Она не про патриотизм, не про поэта и власть, а про частного человека. "Я — частный человек" — этими словами начал Бродский свою нобелевскую речь. Достоинство и свобода были залогом его успеха и победы над системой. Тем интереснее познакомиться ближе с частным человеком, главным образом известным нам как автор текстов, которые мы знаем с юности наизусть, и как голос поэта, узнаваемый с первой фразы.
В Ахматовском музее можно увидеть вещи из ленинградских "полутора комнат" в коммуналке на Пестеля, а также из нью–йоркских квартир Бродского: фото, книги, рисунки, открытки, пишущие машинки, радиолу, тахту, капюшоны академических мантий университетов, где поэт выступал как почетный гость, образы свято чтимых им котов, благоприобретенные во время ссылки "Воспоминания" Бисмарка со штампом библиотеки Каргопольского лагеря НКВД, а также письменный стол, уставленный всякой всячиной с недопитой бутылкой Bushmill's. Виски Бродский хранил верность долгие годы.
Все это многообразие вещей разложено по ячейкам клетей, сваренных из стальных прутьев, выставлено в прозрачных витринах и развешано ровными рядами по стенам. Порядок в бурной, неукротимой жизни Бродского условен. Ведь вся его судьба — это опровержение систем в непрерывном противостоянии им. Кураторы выставки — архитектор Сергей Падалко, один из инициаторов проекта музея Бродского, и филолог Денис Ахапкин, много лет занимающийся творчеством поэта, — нашли удачное и эффектное решение экспозиции.