Петербургское АО "Центр технологии судостроения и судоремонта" подготовит концепцию развития судостроительного завода АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" на 15 млрд рублей.
Ведущая петербургская проектная судостроительная организация АО "Центр технологии судостроения и судоремонта" (ЦТСС) создаст концепцию развития судостроительного завода АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" (контролируется АО "Холдинговая компания Ак Барс"), чтобы верфь могла строить крупнотоннажные военные и гражданские корабли. В частности, атомный ледокол "Лидер", на строительство которого по распоряжению вице-премьера Дмитрия Рогозина ищут частных инвесторов.
Соглашение о сотрудничестве стороны подписали в конце июня на Международном военно-морском салоне. По словам Рената Мистахова, генерального директора Зеленодольского завода (ЗЗ), цель соглашения в том, чтобы развить собственное производство, увеличить долю собственных изделий в общей стоимости корабля. "Сегодня в общей стоимости корабля доля собственного производства составляет 10-15%. Мы бы хотели увеличить ее до 40%, — определил цель глава предприятия. — ЦТСС будет помогать нам разрабатывать проекты различных производств. Мы хотим сами делать гребные винты, валы, редукторы, главные двигатели, системы управления". По поводу двигателей ЗЗ ведет переговоры с петербургским производителем судовых дизельных двигателей ПАО "Звезда". "Пока они ознакомились с нашей продукцией, никаких конкретных договоренностей нет", — сообщил председатель совета директоров "Звезды" Павел Плавник.
Такой подход позволит предприятию увеличить чистую прибыль. За 2016 год она приблизилась к отметке 8 млрд рублей при выручке 12,7 млрд рублей. Зеленодольский завод строит 30 кораблей, ежегодно сдает заказчикам по семь единиц.
Заказы, по словам генерального директора, распределяются следующим образом: 50% — от Министерства обороны (например, малые ракетные корабли проекта 21631 "Буян-М"), 20% — заказы ФСБ России (а именно 2,7-тонные сторожевые корабли проекта 22100 "Океан"), 20% — военные корабли для иностранных заказчиков (в частности, два сторожевых корабля водоизмещением 1,9 тыс. тонн проекта 11661 "Гепард" для ВМС Вьетнама) и только 10% — это гражданское судостроение.
В этом году ЗЗ заложит первый из пяти малых ракетных кораблей проекта 22800 "Каракурт". Строить его предполагается на так называемой второй площадке Зеленодольского завода — керченском судостроительном заводе "Залив". Отношения с "Заливом" на Зеленодольском заводе не афишируют, но известно, что после воссоединения с Крымом, как ранее писал "ДП", куратором феодосийского завода "Море" стало ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла", а керченский "Залив" отошел Зеленодольскому заводу.
"Договор о создании концепции развития и модернизации с Зеленодольским заводом еще не заключили. Но есть договор о модернизации с заводом "Залив". Проектные работы в первую очередь связаны с модернизацией цехов, производственных площадей", — сообщил Михаил Александров, генеральный директор ЦТСС.
По словам одного из судостроителей, глубоко знающего ситуацию на Зеленодольском заводе и на "Заливе", в Татарстане у Завода имени Горького не так много резервных мощностей. На них можно поставить окрасочные камеры, склады, но вряд ли удастся организовать выпуск двигателей, а идея создания лицензионного производства судовых дизелей очень актуальна. Сейчас изучается рынок, чтобы определиться с тем, какой двигатель целесообразно собирать в России. "Благодаря модернизации "Залива" ЗЗ сможет претендовать на строительство ледокола "Лидер" мощностью 120 МВт, там же можно строить крупные военные корабли. Так что модернизация крымской верфи существенно расширяет потенциал Зеленодольского завода", — говорит собеседник "ДП".
По словам Рената Мистахова, к сентябрю, после изучения рынка, концепция развития ЗЗ обретет конкретные очертания.