Трудности взаимоотношений поставщиков и торговых сетей стали благодатной почвой для мошенничества. В результате страдает деловая репутация ретейлеров и кошелек поставщика.
В разгар сезона отпусков производители и дистрибьюторы стали получать письма, якобы представителей X5 Retail Group, о необходимости пройти внутренний аудит компании. "Это проверка вашего склада, аудитору необходимо предоставить копию договора на аренду склада. Аудитор обращает внимание на чистоту, проверяет санузел на наличие моющих средств и смотрит раздевалку сотрудников склада", — говорится в письме. Цена вопроса – от 27 тыс. до 47 тыс. рублей. В подписи указаны имя и фамилия действующих сотрудников Х5, настоящий адрес сайта компании и общие номера телефонов Х5, но адреса электронной почты созданы на бесплатных почтовых сервисах, а номера мобильных телефонов, по всей видимости, принадлежат мошенникам.
Достоверности сообщениям придает то, что торговые сети действительно иногда проводят проверки своих поставщиков. "Такая опция — аудит склада или производства — есть даже в некоторых договорах поставки, сети мотивируют это стремлением к поддержанию качества закупаемой продукции", — рассказывает петербургский производитель алкоголя. По его словам, открыты для визита торговых сетей и склады, и производственные площадки компании, даже если они находятся не в Петербурге. Однако такие проверки торговые сети проводят, как правило, за свой счет, необходимость оплатить такую проверку из своего кармана стала неприятным сюрпризом для поставщиков и в совокупности с поддельными контактными данными — поводом заподозрить обман.
В Х5 говорят, что проблема существует не первый месяц и в компании о ней знают. "Инцидент с рассылкой фальшивых писем якобы от имени компании произошел в одном из регионов, о чем нам сообщили поставщики, — говорит представитель компании X5. — В настоящий момент полиция разыскивает мошенников для привлечения их к уголовной ответственности". Х5 управляет магазинами у дома под брендом "Пятерочка", супермаркетами под брендом "Перекресток", гипермаркетами под брендом "Карусель".
По данным компании "Инфосистемы Джет", общий объем потерь продовольственных торговых сетей России от мошенничества в 2015 году составил 6,5 млрд рублей, но большая часть этой суммы – 6,3 млрд рублей – это потери от мошенничества в логистике, закупках и продажах, на прочее приходится 200 млн рублей. Потери ретейлеров от такой схемы мошенничества – имиджевые, отмечают эксперты. Основной пострадавший в подобной ситуации — поставщик.
"Сама по себе оплата проверки проверяемым не является нарушением закона, это предмет договорных отношений, например, поставщик соглашается оплатить проверку, а сеть в свою очередь идет ему навстречу в вопросах оплаты товара или хранения нераспроданных остатков", — говорит Андрей Миконин, партнер адвокатского бюро "S&K Вертикаль". Другое дело, если человек вводит в заблуждение и представляется сотрудником Х5, не имея таких полномочий, такая ситуация попадает под 159 статью УК РФ "О мошенничестве", — добавляет он. Согласно закону, если речь идет о сумме ущерба до 3 млн рублей и отсутствуют иные квалифицирующие признаки, то преступление наказывается штрафом до 120 тыс. рублей, обязательными или исправительными работами, либо ограничением или лишением свободы на срок до 2 лет.
Пострадавшая сторона в данном случае — поставщик, но торговая сеть несет репутационные риски. Если в деле фигурируют поддельная доверенность, печати — любой документальный след, то служба безопасности может обратиться за защитой прав Х5 с этими материалами, подчеркивает Андрей Миконин.