Петербургский предприниматель Михаил Перегудов запустил сервис доставки продуктовых наборов и рецептов для их приготовления одновременно с введением продовольственного эмбарго в 2014 году. Несмотря на трудности, выручка его компании в 2016 году составила более 100 млн рублей, ежегодно вырастая в 2 раза.
Работая маркетологом, Михаил Перегудов решил открыть собственное дело и в поисках идеи наткнулся на новость о нью–йоркском стартапе по доставке продуктов и рецептов от шеф–поваров Plated: в 2014 году компания привлекла $21 млн, вдохновив Михаила Перегудова повторить американский опыт. На тот момент в России уже работали похожие сервисы — "Дома вкуснее" Андрея Кощеева и московская компания "Шеф–маркет". Заручившись поддержкой бизнес–партнера, бизнесмен в течение нескольких месяцев арендовал цех площадью 300 м2 на пр. Непокоренных. Однако за 3 дня до доставки первого продуктового набора Россия ввела эмбарго на ввоз продовольственных товаров из Европы, омрачив старт компании "Партия еды".
Партия инвесторов
"На нас давили внешние обстоятельства — некоторые продукты было невозможно достать, вырос курс валют, и нам пришлось быстро перестраиваться", — рассказывает Михаил Перегудов. Положение исправили инвестиции — к 1,5 млн собственных средств прибавились еще 10 млн рублей, вложенных представителями компании Food Service Company. Сумма ушла на разработку своей ERP–системы, позволившей регулировать ресурсы компании. Кроме того, "Партия еды" разработала систему Cool Around, позволяющую сохранить продукты свежими во время доставки. Так внутри каждой коробки оказались специальная изоляция и гель–лед. В 2016 году "Партия еды" привлекла девелопера Эдуарда Тиктинского, вложившего в сервис 40 млн рублей. Еще 60 млн рублей он инвестировал в начале 2017 года совместно с совладельцами производственно–инжиниринговых компаний "Санекст.Про" и "Изола" Владимиром Черкашиным и Сергеем Алешиным. Так у ООО "Партия еды" оказалось пять совладельцев. "Полученные деньги уходят на масштабирование — в начале 2017 года мы переехали в новый цех площадью 1 тыс. м2 на ул. Михайлова", — комментирует Михаил Перегудов. Бизнес работает с рентабельностью 10%.
Кухня рынка
Около 40 рецептов в неделю компании предлагают шеф–повара городских ресторанов — партнеры, среди которых Ginza Project, "Марчеллис" и пр. Всего "Партия еды" продает четыре вида меню: классическое, вегетарианское, премиум и фитнес, каждое из которых включает три–пять ужинов на двух–четырех человек на выбор. Ежемесячно компания продает 6 тыс. коробок. В реестре "Партии еды" более 100 поставщиков, среди которых "Мираторг", мясокомбинат "Клинский" и пр.
Сейчас рынок продуктовой доставки растет, и вместе с тем снижается объем выручки классического ретейла — молодые пользователи охотнее заказывают товары через Интернет. Всего в России пять–шесть сервисов доставки — они сосредоточены в Петербурге и Москве, на которую приходится 70% продаж "Партии еды". Ретейл также пытается охватить рынок доставки. Емкость рынка продуктовых наборов в 2016 году приблизилась к 1 млрд рублей.
Андрей Кощеев, основатель сервиса "Дома вкуснее", оценивает петербургский рынок доставки наборов для приготовления еды в 500 млн рублей: "Число сервисов в городе растет, компании начинают отходить от доставки фиксированных наборов и теперь предлагают заказчику широкий выбор блюд".