Непогода обрушила рынок водных пассажирских перевозок в Петербурга на 30%. Компании, развозящие туристов по каналам города и Финскому заливу, могут потерять до 400 млн рублей в этом сезоне.
Рынок водных пассажирских перевозок в Петербурге в 2017 году, по оценкам экспертов, упал на 30%. Холодное лето повлияло на популярность водных прогулок по рекам и каналам города сильнее, чем регулярные ограничения Смольного на перевозки в разных частях туристических маршрутов. Игроки рынка недосчитаются около 390 млн рублей. В целом же объем рынка составляет около 1,3 млрд рублей.
К непогоде, которая лишает их клиентов, перевозчики относятся с пониманием - привыкли. С другой стороны, чувствуется досада: люди, как правило, считают, что прогулки по каналам и рекам представлены только в их простейшем варианте - теплоход со скамейками под открытым небом. Хотя рынок, по словам его участников, шагнул вперед и может предложить более комфортный отдых.
Всего за сезон, который длится с середины весны до середины осени, судовладельцы перевозят около 2,5 млн пассажиров. Организацией перевозок занимаются 56 компаний, лицензию на пассажирские перевозки которым выдает Госморречнадзор.
По словам директора компании "Нева Тревел Компани" Андрея Набатова, на рынок перевозок весьма незначительно повлияло запоздалое начало навигации, которая открылась в апреле этого года на неделю позже. Более того, решение Министерства транспорта России о закрытии водных артерий в городах, принимающих Кубок конфедераций 2017 года, также удалось отменить. Предполагалось, что ограничение проработает с 1 июня по 4 июля и для плавания закроются акватории Большого (торгового) и Пассажирского морских портов Петербурга и внутренние водные пути в границах города. Запрет на перевозки по каналам и рекам мог более чем на месяц остановить работу компаний, но, как отметил Андрей Набатов, участникам отрасли удалось доказать властям, что на безопасность проведения Кубка простой десятков судов никак не повлияет.
Однако серьезный удар по рынку нанесла погода. Холодная весна и совсем не солнечное начало лета сократили спрос на водные пассажирские перевозки, по оценке Андрея Набатова, на 30%. И если в прошлом году, когда начало сезона также выдалось холодным, удалось отыграть падение за счет относительно теплого лета, то в этом году подобное вряд ли повторится.
С этим прогнозом согласен директор судоходной компании "Драйвер" Дмитрий Беленовский: "Прошлый год тоже выдался холодным и был чуть-чуть похуже 2015 года. Рынок тогда просел на 5-7%. Но этот год огорчает, особенно его начало: по суммарным итогам апреля, мая и июня, падение, возможно, составит около 30%".
Против перевозчиков в этом году сыграла и информация о закрытии рек и каналов и поднявшиеся цены на проживание в отелях из-за Кубка конфедераций, уверен Беленовский. "Сначала в СМИ утекло распоряжение Минтранса о перекрытии всего и вся, которое поздно стали опровергать. А о росте туристического потока в рамках таких мероприятий могут говорить только дилетанты или ангажированные люди. Все это отвадило людей от приезда в Петербург", - считает предприниматель.
Ранее "ДП" писал, что петербургские отельеры, работающие в самых разных ценовых сегментах, недовольны заполняемостью отелей во время Кубка конфедераций - на футбол приехало вдвое меньше болельщиков, чем ожидалось, а обычных туристов Кубок скорее отпугнул. Провал предсказали еще до начала игр, когда официальный дилер FIFA по обеспечению гостиничными номерами аннулировал все бронирования на мероприятие, объяснив это низким интересом к Кубку.
Свою роль сыграло и падение покупательной способности населения, но перевозчики не рассматривали вариант понижения стоимости билета. Как говорят в отрасли, снижение цены билета осложнит работу зимой, когда придет время обязательных расходов - в частности, ремонта теплоходов, катеров и яхт.
Впрочем, генеральный директор ГК "Астра Марин" Андрей Кузнецов не разделяет настроя коллег и считает, что рынок упал максимум на 10%. "То, что рынок немного просел из-за погодных условий и косвенно из-за участившихся перекрытий каналов, - это факт. Но вряд ли на 30%, скорее, на 10%". Водные пассажирские перевозки, по его словам, продолжают серьезно зависеть от погодных условий, потому что люди в основном получают самую простую услугу - прогулку на теплоходе по каналам, где не очень комфортно в непогоду. "На самом деле рынок давно уже адаптировался, и очень многие судовладельцы предоставляют более комфортные услуги. Можно получить хорошее экскурсионные услуги, ресторанные услуги", - уверен Кузнецов. Тем не менее массовый клиент о них слышит редко.