Мобильные игры заняли треть рынка онлайн-игр, а доход их разработчиков вырос на 54%, уверяют в Mail.Ru. Аналитики и участники рынка, между тем, прогнозируют замедление этого рынка. А российские геймеры охотно скупают прошлогодний футбольный симулятор.
В 2016 году объем российского рынка онлайн-игр составил 56,7 млрд рублей, что на 9% больше 2015 года, говорится в исследовании Mail.Ru Group. При этом наибольший рост доходов получили разработчики мобильных игр — на 54%, или 6 млрд рублей, до 16,3 млрд рублей. Самым крупным сегментом рынка по доходам остаются многопользовательские онлайн-игры.
"Ситуация на российском рынке четко отражает общую мировую тенденцию: основным драйвером роста игрового рынка остаются мобильные игры, которые уверенно отвоевывают позиции у более зрелых сегментов. Развитие аппаратных мощностей мобильных девайсов дает разработчикам все больше возможностей для экспериментов", — приводит компания слова руководителя игрового направления Mail.ru Group Василия Магуряна.
Мобильные потеснили социальные
В 2016 году мобильные игры (онлайн-игры исключительно на мобильных устройствах) впервые вышли на второе место по объему доходов в России, обогнав социальные игры (онлайн-игры, где пользователи могут общаться между собой, преимущественно в соцсетях) и заняли почти треть всего рынка — 29%, доля социалок — 18% В 2015 году два сегмента занимали примерно равные доли: социальные игры — 24%, а мобильные — 20%. Доходы разработчиков социальных игр сократились на 19%, до 10 млрд рублей. В целом сегмент мобильных игр за последние 5 лет вырос в 10 раз.
Самыми популярными в России остаются многопользовательские онлайн-игры. В 2016 году их доля составила 53%, а объем рынка достиг 30,3 млрд рублей, что на 5% больше, чем в 2015 году. Выручка самого Mail.Ru Group, который является одним из основных разработчиков онлайн-игр в России, в этом сегменте за 2016 год выросла на 21,2% и составила 11,4 млрд рублей.
Самым крупным проектом игрового направления компания называет стрелялку от первого лица Warface, которая издается с начала 2017 года не только в СНГ, но и в Европе и Северной Америке. В 2016 году холдинг запустил на российский и международный рынки MMORPG (массовая многопользовательская ролевая игра) Revelation. Согласно отчету холдинга за I квартал 2017 года, игры остались самым быстрорастущим направлением в бизнесе компании. Весной корпорация открыла подразделение Mail.ru Games Ventures для инвестиций в игровое направление холдинга.
"Приобретение Pixonic (разработчик мобильных игр, создатель игры War Robots. — Ред.) и запуск сразу нескольких собственных мобильных разработок внутри игрового направления Mail.Ru Group еще раз подчеркивает наше стремление развивать этот тренд на всех ключевых рынках", — отмечает Магурян.
Российский рынок онлайн игр, млрд рублей
Источник: Mail.Ru Group
Докризисные позиции
Темпы роста российского рынка игр соответствуют мировой динамике. По данным Newzoo, общемировой объем рынка онлайн-игр в 2016 году вырос на 8,5%, до $99,6 млрд. По прогнозам агентства, в 2017 году мобильные игры должны сгенерировать 42% мирового рынка за счет пользователей в Азии. Китай — самый большой потребитель игр, и там в 2017 году выручка от мобильных приложений должна перевалить за 50% рынка. В России мобильные игры по итогам года, по оценкам агентства, составили треть рынка игр, как и в отчете Mail.ru Group.
Между тем аналитики J'son&Partners Consulting отмечают, что к 2018 году российский рынок компьютерных игр во всех сегментах только достигнет докризисного показателя в долларовом выражении — $1,725 млрд. По итогам 2016 года он составил примерно $1,4 млрд. При этом в рублях то же агентство оценило рост всего рынка в 2016 году в 14%, а на 2017 год обещает рост всего лишь на 4%.
Долю мобильных игр на российском рынке за 2016 год аналитики J'son называют гораздо меньшую, чем Newzoo, — почти 20%. За 2 года, по прогнозам агентства, сегмент мобильных игр в России прибавит только 1%. В странах Европы и в США, между тем, доля мобильных игр на рынке тоже ниже, чем в Азии, и во многих странах даже меньше, чем в России.
Сооснователь Gaijin Entertainment (крупный разработчик игр в РФ) Антон Юдинцев рассказал "ДП", что бурный рост рынка мобильных игр в России, начавшийся в 2010 году и связанный с ростом числа владельцев смартфонов, прошел, рост доходов замедлился. По словам Юдинцева, возможно, мобильным играм в РФ удастся догнать по доходам сегмент десктопных онлайн-игр, но произойдет это нескоро.
Если же говорить о предпочтениях пользователей-геймеров в России в этом году, то самым популярным продуктом остается старый добрый футбольный симулятор — в первом полугодии самой продаваемой игрой стала FIFA 17 от студии EA Sports, говорится в исследовании, которое провела немецкая компания GfK Entertainment.
При этом стоить отметить, что релиз симулятора состоялся еще в сентябре прошлого года. Впрочем, в тройке самых популярных игр у россиян нет новинок. На втором месте в России расположился криминальный боевик Grand Theft Auto V (релиз игры впервые состоялся в 2013-ом на PS3/Xbox 360, а позднее она появилась на PC, Xbox One и PS4). Тройку замыкает командный шутер Tom Clancy’s Rainbow Six Siege, вышедший в 2015 году.