Один из кредиторов сети "Метрика" банк ВТБ подал иск о банкротстве лично к Евгению Лебедеву, но тот его опередил, подав аналогичный иск еще в апреле.
Банк ВТБ обратился с иском о банкротстве Евгения Лебедева, основателя сети "Метрика". По данным сайта Арбитражного суда Петербурга, речь идет о сумме задолженности в 530,3 млн рублей. В пресс-службе банка запрос оставили без комментариев.
Поскольку в апреле Евгений Лебедев уже инициировал собственное банкротство, подав соответствующий иск в петербургский арбитраж, то суд рассматривает иск банка ВТБ в качестве заявления о вступлении в дело о банкротстве. Следующее заседание по делу Евгения Лебедева назначено на август. Сам бизнесмен на запрос "ДП" не ответил. Евгений Лебедев, который в 2015 году занимал 90-е место в рейтинге миллиардеров "ДП", в 2016 году вообще в него не попал, так как его компания "Метрика" потеряла свои позиции на рынке.
Иск на опережение
Банк ВТБ — один из крупнейших кредиторов "Метрики" наряду со Сбербанком. В прошлом году ВТБ подавал иск на 1,2 млрд рублей, сумма долга "Стройформата" перед Сбербанком составляет 713,8 млн рублей. Сумма задолженности "Метрики" перед банками в прошлом году оценивалась в 6 млрд рублей, общая сумма долгов — 11 млрд рублей. "В ближайшей перспективе можно ожидать, что и другие банки-кредиторы "Метрики" присоединятся к делу о личном банкротстве Евгения Лебедева", — говорит Владимир Полуянов, партнер "Апелляционного центра". Однако в Сбербанке на соответствующий вопрос "ДП" не ответили.
За делом о личном банкротстве эксперты видят желание Евгения Лебедева обезопасить себя от требований кредиторов. "Скорее всего, Евгений Лебедев, подав иск о собственном банкротстве, хочет добиться списания долгов перед банками. Традиционно собственники компаний дают личное поручительство по кредитам своей компании, соответственно, на нем почти столько же долгов, сколько и на компании", — полагает Владимир Полуянов. "Естественно, он действует на опережение, чтобы максимально избавиться от риска выплат банкам", — соглашается один из поставщиков.
У поставщиков компании такой возможности пока нет. "В договорах поставщиков не было поручительства владельцев, поэтому за делом о личном банкротстве Евгения Лебедева мы будем наблюдать со стороны, требования будут предъявлены позже", — говорит Кирилл Родченко, руководитель компании "РРК" (представляет интересы ряда кредиторов "Метрики").
Сделка не помогла
Проблемы торговой сети "Метрика", успешно работавшей с начала 1990-х, связывают со слишком быстрым ростом. В 2014 году, накануне кризиса, сеть насчитывала более 100 магазинов, а ее оборот составлял почти 12 млрд рублей. Из-за спада на рынке DIY выручка компании рухнула до 4 млрд рублей, магазины стали закрываться, а долги перед поставщиками и банками — расти. Сейчас большинство юрлиц компании проходят процедуру банкротства.
Летом прошлого года Евгений Лебедев вышел из состава собственников в пользу москвичей: владельцами ООО "Корпорация СБР", которое и управляло сетью "Метрика", стали Денис Избрехт (80%) и Алексей Каверин (20%), выходцы из инвестподразделения "Альфа-групп". В составе компании на тот момент оставалось всего четыре гипермаркета — на Пулковском шоссе, Торфяной дороге, шоссе Революции и в Уткином проезде, а также земельные участки и объекты недвижимости, в том числе БЦ "Формида". С учетом плачевного состояния бизнеса эксперты полагали, что сделка безденежная, активы ушли за долги.
В октябре 2016 года снова произошла смена собственников "Корпорации СБР", компания теперь числится на Максиме Семенове. Судя по данным СПАРК, он также связан с представителями "Альфы".
Судя по иску банка ВТБ, вырученной суммы от сделки либо не хватило для погашения долгов перед банками, либо изначально передавать им деньги не планировалось, говорит Владимир Полуянов. Он напоминает, что процедура личного банкротства чаще всего позволяет освободиться от поручительств по кредитным договорам. Не прекратятся после него только обязательства, связанные с личностью — уплата алиментов, причиненных убытков, обязательств по уголовным делам. "Есть вероятность, что банки возбудят уголовное дело против Евгения Лебедева, но, чтобы вернуть свои деньги, им требуется приговор, а уголовное дело может сильно затянуться", — говорит Владимир Полуянов.