Новая инициатива депутата Госдумы Ирины Яровой запретить возврат не проданных ретейлерами продуктов питания сузит ассортимент торговых сетей и лишит малых производителей продовольствия места на полках. Только в Петербурге потери от запрета могут составить около 2 млрд рублей.
Депутат Госдумы Ирина Яровая выступает с инициативой запретить ретейлерам возвращать непроданные продукты питания поставщикам. Она ссылается на данные опроса федеральной мониторинговой группы "Честная цена", согласно которому 70% опрошенных производителей сельхозпродукции и представителей отраслевых союзов в регионах считают, что "возвраты нереализованной продукции наносят ущерб экономике и представляют собой угрозу безопасности граждан". Эксперты полагают, что очередная законодательная инициатива депутата, касающаяся торговли, может негативно сказаться как раз на тех, кого она призвана защитить.
Торговый бумеранг
Пока варианты регулирования системы возвратов только обсуждаются: это может быть их полный запрет, либо запрет на оплачиваемый возврат (то есть расходы на транспортировку и утилизацию берет на себя ретейлер или производитель), либо возмездный возврат товаров с пропорциональной уценкой в зависимости от оставшегося срока годности.
По оценке специалистов компании "Технорос", пищевые отходы относятся к разряду неопасных, поэтому стоимость их утилизации невелика, однако с учетом заказа машины и оформления экологической документации пятитонная фура пищевых отходов обойдется заказчику примерно в 40 тыс. рублей. Если отходы требуют спецсправки (как мясо или колбаса), сжигания (если продукты стали объектом претензий Роспотребнадзора), то затраты выше.
Если новая инициатива станет законом, говорят в одной из крупнейших в Петербурге торговой сети, они будут вынуждены заказывать только топовые позиции товаров со 100%–ной гарантией продажи. Крупные производители таким образом расширят свои доли рынка, а небольшие местные производители, за счет которых во многом достигается сегодня разнообразие на полках, лишатся закупок, говорят в сети.
"Ретейлеры сами способны урегулировать вопрос возвратов, опыт нашей сети это доказывает — мы не возвращаем нереализованный хлеб", — говорит Мария Курносова, директор по коммуникациям "Ашан Россия". В то же время она отмечает, что, стремясь оптимизировать затраты, связанные с утилизацией товаров, сети могут снизить количество заказов, что отразится на объемах производства.
По отзывам ретейлеров, когда говорят о возвратах, речь идет примерно о 0,5% от объема продаж всей продукции. Сети могут сократить заказы как минимум на эти самые 0,5%, что с учетом оборота торговли пищевыми продуктами в Петербурге за год (в первом полугодии 2017 года объем оценили в 217,5 млрд рублей) может составить около 2 млрд рублей.
Малый бизнес считает, что принятие закона о запрете возврата лоббируют именно крупные производители продовольствия, которые сейчас испытывают некоторые трудности со сбытом (по данным "Петростата", в июне продажи продовольствия сократились по сравнению с июнем 2016 года на 5,5%, до 36,3 млрд рублей) и хотят покрыть свои издержки за счет конкурентов из числа небольших местных производителей. Их доля, например, в магазинах сети Х5 Retail Group по отдельным направлениям, по некоторым оценкам, составляет уже 50%.
Елена Лукьяненко, управляющий партнер компании — производителя молочной продукции SpbFerma, где работает всего 30 человек, говорит, что предприятие перерабатывает 5 т молока в сутки. "Но при этом мы со своими йогуртами, творогом и молоком сумели пробиться на полки большинства федеральных сетей в Петербурге", — говорит она. По ее мнению, закон о запрете вводить нельзя, так как сети перестанут заказывать у малых компаний. "Если сократится наша матрица, например с 10 позиций до трех, логистика становится затратной, и мы уходим в минус. Можем приостановить производство. Конкуренция снижается, а цены вырастут", — подытоживает предприниматель.
"Сети никогда не будут заниматься чем–либо себе в убыток, — полагает Антон Георгиев, владелец ООО "Медовый дом" (крупнейший поставщик меда в федеральные сети), — возврат сейчас обходится в 0,5%, сети заставят поставщиков снизить закупочную цену, например, не менее чем на 3%. И это будут деньги из нашей прибыли. Причем снижение цены будет предложено всем поставщикам, а не только производителям скоропортящейся продукции, кого это в основном касается".
На прилавках останется только самое ходовое — хлеб серый и белый, молоко 2,5%–ной жирности. Сети начнут развивать кулинарии — там будет перерабатываться все не проданное вовремя, полагают некоторые эксперты.
Хлебное предупреждение
В феврале Ирина Яровая уже предлагала ввести закон о запрете на возврат хлеба, и после вмешательства Роспотребнадзора некоторые сети, не дожидаясь принятия закона, начали работать с поставщиками на безвозвратной основе. По данным президента ассоциации "Хлебопеки Петербурга" Александра Зорина, если раньше доля возвратов составляла 10–20% от объема поставки хлеба, то сейчас сети укладываются в 5%. "Наша цель — обнулить ее, никаких возвратов быть не должно", — категоричен Александр Зорин.
Торговые сети уже выводят неэффективные позиции из матрицы, внедряют систему автозаказа, которая контролирует поставки. Как рассказали в одной из крупнейших федеральных сетей, "система учитывает количество проданных товаров, например, если накануне в магазине продано 10 ромовых баб, а директор вдруг хочет заказать 15, он не сможет этого сделать". При автозаказе учитывается даже прогноз погоды: если ожидается плохая погода и предполагается, что люди будут сидеть дома, система уменьшит объем заказа.
По словам Александра Зорина, работа сетей над сокращением возвратов на первом этапе действительно привела к сокращению объемов поставки хлеба, но ситуация со временем стабилизируется, надеется он. "Все магазины заинтересованы продавать как можно больше, это их выгода, в их интересах обучать сотрудников грамотной работе над заказом", — говорит Зорин.
В ассоциации "Союзмолоко" надеются, что утилизация продукции силами и средствами торговой сети приведет к повышению эффективности молочной логистики, росту категории и улучшению качества продуктов. Сейчас нераспроданные остатки молока либо сам производитель за свой счет вывозит из сети, либо их утилизирует сеть, но расходы ему компенсирует производитель.
Михаила Василенко, главу Национального союза СРО операторов по обращению с отходами, возможное появление закона о запрете возврата не пугает. По его словам, ситуация с утилизацией пищевых отходов находится под контролем, есть достаточные мощности для их переработки.
“
Полный отказ от возвратов, который сейчас обсуждается в Государственной думе, сократит ассортимент торговых сетей и затруднит вывод на рынок новых товаров. По разным оценкам: у крупных производителей ассортимент может сократиться до 10–20%, у малых — до 80%. Таким образом, прежде всего закон ударит по малому бизнесу, малым производителям продуктов питания, которые только в последние годы после долгих переговоров сумели отстоять свое место на полках сетевых магазинов. Разумно говорить о справедливом проценте возврата товаров.
Ольга Волкова
председатель комитета по торговле Санкт–Петербургской ТПП
“
Работать с возвратом или без возврата — это, по моему мнению, сугубо личное дело производителя. Ни один производитель продуктов питания не обходится сегодня без утилизации, это никакая не тайна. Более 70% производителей работают с возвратом своих товаров. О том, что инициатива ударит по ассортименту магазинов, по новинкам товаров, можно говорить уже сейчас. Я не удивлюсь, если закон примут в самом жестком его варианте.
Александр Мышинский
генеральный директор ГК "Реал"
“
Производители, которые работают с федеральными сетями, и без того страдают от условий договоров, действуя на грани рентабельности, так что отмена возвратов, на мой взгляд, правильная инициатива и закон грамотный. Ведь сейчас груз ложится целиком на производителя: он должен компенсировать деньгами или бесплатным товаром просрочку. А объемы огромные, я сам видел, какое количество хлеба идет на возврат. Для крупных сетей это не такое уж большое бремя, они зарабатывают достаточно много, чтобы заниматься утилизацией. А наша сеть небольшая, и мы успешно работаем с системой заказов: 70% скоропортящихся продуктов распродаются уже на следующий день. Да, есть объем, который не продается, но по скоропортящимся продуктам он не превышает 2–3%. Не так уж и много для нас.
Александр Азаров
совладелец сети "Удачный"