Разработчик комплексных систем безопасности НПО "НИС" подписал соглашение о сотрудничестве с петербургским производителем детекторов взрывчатых веществ "РАТЭК". Вместе компании планируют потеснить московскую компанию "Аспект", до сих пор получавшую основные подряды Петербургского метрополитена в области безопасности.
Научно-производственное объединение "Национальные информационные системы" (НПО "НИС") и ОАО "Научно-технический центр "РАТЭК" (НТЦ "РАТЭК") заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве.
НПО "НИС" планирует включить разработки РАТЭК в области обнаружения взрывчатых веществ в свои комплексные системы безопасности и предложить их метрополитену Петербурга. За счет технических новаций они планируют обойти московскую компанию "Аспект" — главного подрядчика ГУП "Петербургский метрополитен" по поставкам автоматизированных комплексов радиационного контроля. За последние 4 года "Аспект" получил от метрополитена подрядов почти на 1 млрд рублей.
Один пункт на двоих
В НИС рассказали "ДП", что предложили ГУПу проект комплексной зоны безопасности на станциях метро. Планируется, что она будет представлять собой стандартный пункт досмотра багажа на оборудовании РАТЭК, но дополненный автоматической системой поиска людей, находящихся в розыске (при их появлении охрана станции получит сигнал), и сканерами на входе в метро. Одновременная работа всех систем должна сокращать время между появлением в метро злоумышленника и его задержанием, а также снизить количество необоснованных проверок пассажиров. В РАТЭК уточнили, что предоставят оборудование, позволяющее обнаруживать взрывчатые вещества.
"Нужно совместить интеллектуальные камеры, рамки и детекторы с возможностью проверки входящих людей по базе данных разыскиваемых людей. Мы делаем комплексную систему безопасности, которая объединяет все разрозненные элементы в единое целое", — заявил президент ГК "НИС" Павел Чумаков.
Оборот НПО "НИС" по итогам 2015 года (здесь и далее данные СПАРК) составил около 100 млн рублей. Компания принадлежит предпринимателю Олегу Даутову (60%) и Ольге Назаровой (40%). Один из крупнейших государственных подрядов компания получила в Ленинградской области — 147 млн рублей стоила комплексная система экстренного оповещения населения в регионе. Система отслеживает возникновение чрезвычайных ситуаций, их опасность и предупреждает о них местных жителей.
РАТЭК создавался в 1991 году при участии ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (тогда ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова). Предприятие производит оборудование для морского и речного судостроения. По открытым данным, на 50% РАТЭК принадлежит ЗАО "Газпром управление активами". Вторая половина компании разделена между ее акционерами — основателем компании и ее научным лидером Юрием Ольшанским (17,78%), предпринимателями Григорием Томчиным (13%) и Ильей Бруком (9,3%). Оборот компании — около 28 млн рублей в год.
Союз против "Аспекта"
Эксперты, опрошенные "ДП", сошлись в оценке, что объем рынка систем безопасности только на объектах транспортной инфраструктуры Петербурга за 2016 год составил около 1 млрд рублей. Один из основных заказчиков — ГУП "Петербургский метрополитен".
В России две компании разрабатывают технологии систем радиоактивного контроля. Это московское НПЦ "Аспект" и петербургский НТЦ "РАТЭК".
"Аспект" появился в 1991 году на базе Объединенного института ядерных исследований и к настоящему моменту стал лидером в своей отрасли. Оборот ЗАО "НТЦ "Аспект" по открытым данным за 2015 год превышает 1,3 млрд рублей. Более того, одна из "дочек" центра — АО "Аспект Северо-Запад" — поставляла системы радиационного контроля в метро Петербурга. Метро — основной заказчик компании в СЗФО. С 2013 года ГУП "Петербургский метрополитен" закупил у "Аспекта" через дочернюю компанию оборудования и услуг на сумму свыше 929 млн рублей. Одна из ближайших целей партнеров — получить подряды Петербургского метрополитена, где сейчас доминирует компания "Аспект".
Как отметил Павел Чумаков, решение обратиться к РАТЭК, а не к "Аспекту", имело чисто технологическую мотивацию. По его словам, аппаратура "Аспекта" находит только следы радиоактивных веществ. Разработки РАТЭК основываются на других принципах. "Детекторы РАТЭК позволяют определять компоненты взрывчатки. В частности, в ней всегда есть следы азота, которые мы и ищем. С помощью этой аппаратуры можно находить взрывчатые вещества, даже если если они растворены в жидкости", — подчеркнул Чумаков.
В "Аспекте" сомневаются, что детекторы РАТЭК превосходят их продукцию. "Установка УВП-3100, разработанная НПЦ РАТЭК, использует тепловые нейтроны и обнаруживает только наличие азота в исследуемом предмете. Отнесение веществ с повышенной концентрацией азота к взрывчатым – довольно спорное решение, т.к. такой подход обеспечивает достаточно большой уровень ложных обнаружений. Т.е. как взрывчатые вещества будут определяться все вещества, содержащие азот, например стиральный порошок, мыло, многие пластмассы, сало и другие бытовые предметы. Технология использования тепловых нейтронов для обнаружения взрывчатых веществ широко внедрялась в 80-90-х годах, однако результаты эксплуатации показали ее неэффективность ввиду большого количества ложных обнаружений. В настоящее время данная технология в мире практически не используется, вместо нее внедряются приборы, использующие технологии обнаружения на быстрых нейтронах, где ВВ уже определяется по трем элементам: азот, кислород и углерод", - заявил "ДП" генеральный директор ЗАО «НПЦ «АСПЕКТ» Александр Иванов.
В ГУПе на запрос "ДП" ответили, что пока не знают о планах НИС и РАТЭК, а в компаниях утверждают, что уже якобы получили первую техническую документацию от метрополитена. Переоборудование всех станций в НИС предварительно оценивают в 1 млрд рублей.
В последнее время тема безопасности в метро Петербурга получила неожиданный поворот. Руководство метрополитена в течение нескольких дней проводило тотальные проверки граждан на четырех из 67 станций города. Это привело к огромным очередям — пассажиры ждали у входа до получаса. Так начальник ГУПа Владимир Гарюгин отреагировал на претензии Ространснадзора и прокуратуры — ведомства фактически обвинили его в провале работы системы безопасности, что привело к теракту в метро 3 апреля 2017 года. Ространснадзор объявил, что ни одна из станций петербургской подземки не соответствует требованиям безопасности. Впрочем, практику тотального досмотра быстро признали неэффективной. Об этом заявил министр транспорта РФ Максим Соколов после заседания координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти.
Ранее "ДП" писал, что тотальный досмотр пассажиров лишит метрополитен половины пассажиропотока — на иные виды транспорта пересядут 370 млн пассажиров в год. Изменение логистики нанесет экономике Петербурга ущерб в 2% ВРП — 66 млрд рублей.