Комитет по печати Петербурга не станет выполнять требования ФАС России и переносить торги по наружной рекламе. В июле ведомство уже перенесло сроки торгов по требованию УФАС Петербурга и повторять этого не будет.
Комитет по печати и взаимодействию со СМИ не станет переносить торги на размещение наружной рекламы в Петербурге. В четверг об этом "Фонтанке" заявил глава ведомства Сергей Серезлеев.
Накануне ФАС России предписала ведомству продлить срок рассмотрения предложений, поступивших на торги, а также устранить выявленные нарушения — изменить способ оценки заявок. Комитет по печати Петербурга разыгрывает право размещения рекламы на более чем 9,2 тыс. рекламных конструкций по всему городу. Стоимость размещения рекламы на всех щитах — около 984 млн рублей. Ранее УФАС Петербурга завалили жалобами участники торгов, раскритиковавшие техническую документацию конкурса. После этого торги под свой контроль взяла ФАС России.
Неинтересные торги
Как следует из решения ФАС, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе составлен некорректно. Заявки участников оцениваются по пяти критериям. Например, в критерии “объем размещения социальной рекламы” участник торгов должен указать, как много “социалки” он готов размещать в течение года бесплатно. Но при этом чиновники сами ограничили этот показатель 5% годового объема рекламы.
Не все в порядке, по мнению антимонопольщиков, и с критериями цены. По условиям конкурса, более высокий балл по этому критерию получит заявка с большим ценовым предложением. Однако, если участник закупки решит поднять начальную цену контракта более чем в 1,9 раза, это никак не отразится на баллах, присвоенных заявке.
Как отметили в ФАС, эти и другие причины лишают участников торгов стимула к конкуренции: организаторы торгов не оценят их должным образом. Поэтому антимонопольная служба предписала комитету скорректировать конкурсную документацию и продлить срок рассмотрения заявок.
Но глава комитета по печати Сергей Серезлеев заявил, что переносить рассмотрение заявок не будут: их прием уже завершен. Рассмотрение 40 заявок начнется 11 августа, а итоги торгов ведомство подведет 24 августа. Кроме того, Сергей Серезлеев отметил, что комитет по печати обжаловал требование ФАС о переносе конкурса.
Заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян заявил, что пока в ведомстве не получили подтверждения, свидетельствующего об отказе комитета от исполнения предписания. "Стоит отметить, что законом установлена ответственность за неисполнение предписания антимонопольного органа. Кроме того, назначение штрафа не освобождает от обязанности исполнить предписание в дальнейшем", — подчеркнул Петросян.
В московской компании "Расвэро", которая в числе других участников рынка жаловалась на организацию торгов в УФАС Петербурга, удивились позиции комитета. "Даже представить себе тяжело, как это — не выполняются требования ФАС. Если ФАС подаст в суд, мы также будем защищать свою позицию в суде", — заявил заместитель генерального директора "Расвэро" Сергей Леонов.
Затянувшаяся интрига
Впервые о проведении аукционов комитет объявил в конце весны. Более 9,2 тыс. объектов наружной рекламы объединили в 23 лота. Первоначально заявки принимались до 3 июля и собирались выбрать победителя конкурса 20 июля. Но бизнес оказался недоволен условиями тендера. Уже в середине июня один из лидеров рынка наружной рекламы в городе "Постер", девелопер "Престиж-Строй" и завод "Техмаш" отправили первые жалобы в УФАС Петербурга. Они утверждали, что критерии оценки конкурсных предложений необъективны, требования по размещению социальной рекламы завышены, а формирование лотов ведет к ограничению конкуренции. УФАС признало претензии компаний обоснованными и отправило в комитет по печати предписание исправить ошибки и продлить срок проведения торгов. Комитет продлил срок приема заявок до 17 июля, а начало их рассмотрения перенес на 11 августа 2017 года.
Тогда глава комитета по печати Сергей Серезлеев сообщил, что комитет не будет оспаривать замечания УФАС и внесет изменения в конкурсную документацию до 5 июля. Однако поток жалоб это не остановило. В конце июля Федеральная антимонопольная служба взяла процесс под контроль и запретила подводить итоги конкурса, пока не закончится рассмотрение всех жалоб.
Новая рекламная реальность
Комитет проводит аукцион на установку и эксплуатацию более 9,2 тыс. рекламных конструкций по всему Петербургу впервые с 2013 года. Новые требования ГОСТа и правила благоустройства Петербурга повлекли за собой исключение из схемы размещения рекламы более 5 тыс. объектов. Ранее количество мест наружной рекламы в городе составляло около 14,5 тыс.
Над схемой размещения наружной рекламы в комитете по печати работали более года. В итоге количество рекламы в центре Петербурга сократилось почти на половину. Центральный район почистили сильнее всего: количество рекламных адресов уменьшилось с 1097 до 681. Только на Невском проспекте рекламы стало вдвое меньше — остались только афишные тумбы и лайтпостеры. И напротив, в спальных районах и пригородах число адресов для наружной рекламы выросло, хотя, конечно же, и не так ощутимо. В Приморском районе — с 826 до 870 мест, в Невском — с 778 до 862, в Кировском — с 583 до 628. Затронул Смольный и форматы рекламы. Из списка разрешенных исчезли особо крупные виды рекламы — магистральные щиты, арки, нависающие над проезжей частью.
Рекламный бизнес отреагировал на новые правила болезненно. Представители отдельных компаний называли схему комитета по печати "непродуманной" и "хаотичной".