Петербургская промышленность резко увеличила экспорт товаров — впервые с начала кризиса. Это стало возможно благодаря тому, что промышленники наконец удовлетворили отечественный спрос и модернизировали свои мощности для выпуска продукции, конкурентоспособной за рубежом.
Экспорт товаров из Петербурга резко вырос впервые за кризисное время: в январе–мае 2017 г. он увеличился на 36%, до $13,68 млрд против $10,05 млрд за тот же период 2016 г., подсчитали в Северо–Западном таможенном управлении (СЗТУ). В 2015 г. падение поставок за рубеж по сравнению с 2014 г. составило 22,5%. В 2016–м, несмотря на продолжавшуюся девальвацию рубля, увеличить продажи российских товаров за границу тоже не удалось. А в этом году рост отмечен по всем товарным группам. Участники рынка поясняют, что раньше им было не до экспорта: из–за переориентации отечественных потребителей на российскую продукцию местным производителям пришлось увеличивать объемы, чтобы удовлетворить внутренний спрос. Кроме того, чтобы обеспечить конкурентоспособность товаров из РФ за рубежом, предприятиям нужно было переоборудовать производство, получить сертификаты — на это ушло несколько лет.
Портовый прирост
По данным СЗТУ, больше всего — на 80% — увеличился экспорт химической продукции. Почти на 40% выросли продажи минеральных продуктов и топливно–энергетических товаров, на треть взлетел экспорт древесины и изделий из нее. Экспорт некоторых видов сырья (семена подсолнечника, минеральные вещества) увеличился в десятки и даже сотни раз. Причем не только в стоимостном выражении (что логично, учитывая девальвацию рубля), но и в натуральных показателях.
Отчасти это объясняется ростом общероссийского экспорта через северо–западные порты: Большой порт Санкт–Петербург, Высоцк, Усть–Лугу, Приморск и Выборг. СЗФО — крупнейший пункт перевалки многих товаров. Здесь переваливается четверть вывозимых из РФ минералов и значительная доля другого сырья, пользующегося спросом за границей. Так, через российские порты на Балтике переваливается 22% вывозимого из РФ угля. В первом полугодии местные порты перевалили на 7% больше грузов, чем за тот же период 2016 г.
Расширили географию
Впрочем, на экспорт идет не только сырье. Например, ООО "Ти Пи Ви Си–Ай–Эс" ("дочка" китайского производителя электроники TPV Group) намерено удвоить выпуск телевизоров в Шушарах (до 1,2 млн единиц) за счет расширения географии внешнеторговых поставок. "Мы изменили стратегию продвижения продукции, обратили внимание на страны СНГ. Эта стратегия оправдывается. Объем заказов из Казахстана, Грузии, Армении стремительно растет", — рассказали в компании. В планах TPV — увеличить загрузку мощностей до 60%, а выручку завода довести до 6,5 млрд рублей с 5,7 млрд рублей.
Помимо телевизоров Philips завод начал собирать телевизоры под брендами Doffler, Harper, Haier, Dexp (некоторые TPV ранее собирал в Калининграде).
Оборонные предприятия тоже наращивают экспорт, поставляя запчасти для военной техники. Наибольшие успехи демонстрирует АО "Климов" — за счет увеличения поставок в КНР и Колумбию запчастей для авиационных турбовальных двигателей ТВ3–117. Линейка этих двигателей разработки "ОДК–Климов" — самая массовая в истории: оснащенные ими вертолеты эксплуатируются в 80 странах. Так что у "Климова" большой задел для дальнейшего увеличения экспорта.
Первая мебельная фабрика создала совместное предприятие с германской Alno — крупнейшим производителем кухонной мебели в Европе. Новый завод, открывшийся в 2016 г., налаживает поставки в европейские страны.
Расчеты не оправдались
Промышленники отмечают, что рост экспорта закономерен: из–за девальвации рубля и падения российской экономики для многих предприятий экспорт стал единственной возможностью если не развиваться, то хотя бы удержаться на плаву.
Реальные доходы населения России с октября 2014 г., когда резко стали падать цены на нефть, сократились почти на 20%, подсчитали эксперты Высшей школы экономики. Объем госзакупок тоже упал: в Петербурге за 2015–2017 гг. он снизился на 43%: с 291 млрд рублей в 2015 г. до 166 млрд по плану на 2017 г. При этом из–за подорожания импортных комплектующих, сырья и оборудования выросла себестоимость производства.
Поэтому еще в начале 2015 г. промышленники заявили, что намерены наращивать экспорт. Но столкнулись с трудностями.
Так, петербургский автопром, снижавший производство несколько лет подряд, рассчитывал, что обвал рубля даст местным производителям преимущества перед зарубежными предприятиями. Однако другие страны, предвидя возможную российскую автомобильную экспансию, ограничили ввоз иномарок при помощи таможенных пошлин и квот. В Индии установлены пошлины за ввоз иностранных автомобилей в размере 36%, в Бразилии — 70%, в Турции — 100%, в Египте — 135%. Даже дружественный Казахстан с 2015 г. ввел утилизационный и регистрационный сборы на автомобили, и импортируемая новая техника подорожала на $2 тыс. за штуку. В итоге расчеты петербургских автопроизводителей не оправдались: за 2014 г. экспорт из России сократился на 7,5% для легковых авто и на 18,5% — для грузовых. В 2015 г. падение составило 23,6% у легковых и 9,1% — у грузовых машин.
В 2016 г. Минпромторг РФ сумел добиться особых условий импорта продукции российского автопрома в некоторые страны. Например, во Вьетнам: за 3 года российские автопроизводители могут беспошлинно ввезти в эту страну 2,55 тыс. готовых машин и за 5 лет — 13,5 тыс. машино–комплектов. Теперь автопроизводители налаживают контакты с вьетнамскими заказчиками.
Не все гладко и с экспортом фармацевтической продукции. "Динамика экспортных поставок, к сожалению, последние 2 года негативная, — признает коммерческий директор "Полисана" Дмитрий Борисов. — В первую очередь это связано с ситуацией на Украине. Украина всегда была для нас, да и для большинства экспортеров, самым большим и привлекательным рынком. Мы продолжаем работать с украинскими партнерами, но объемы уменьшились на 40%. Также выпал рынок Азербайджана в связи с введением ограничений на экспортный товар. Остальные рынки присутствия демонстрируют умеренный рост за счет увеличения объемов и вывода нового препарата".
Евросоюз вместо СНГ
Среди проблем, с которыми сталкиваются производители, продвигая продукцию за рубежом, трудности с получением зарубежных сертификатов на российскую продукцию, высокие затраты на продвижение своих товаров за границей, конкуренция со стороны местных игроков.
Например, "Севкабель" сократил экспорт, так как ему пришлось уйти с рынков стран СНГ из–за жесткого демпинга поставщиков продукции, произведенной не по ГОСТам. "Севкабель" такую продукцию не выпускает.
Заместить потерю рынков СНГ предприятие решило за счет экспорта в ЕС. Но, несмотря на единые требования ВТО, у каждой страны оказалось собственное техническое регулирование, поэтому для начала поставок необходимо проходить сертификацию, которая может занимать от 4 месяцев до 2 лет.
"В июле прошла первая поставка в Финляндию. До этого мы отгрузили продукцию в Литву, Испанию. До конца года планируем выйти на рынок Польши", — делится планами генеральный директор предприятия Артем Пидник. Он предполагает, что выручка "Севкабеля" от экспорта в страны ЕС вскоре вдвое превысит продажи в странах СНГ, так как в дальнее зарубежье идет более дорогая продукция, с высокой добавленной стоимостью.
“
Российский рынок является приоритетным для завода "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус". В прошлом году мы поставили за рубеж около 7 тыс. автомобилей из 207 тыс. выпущенных предприятием. Объемы экспорта мы не увеличили, но происходит расширение географии зарубежных поставок. Экспортными рынками для нашего завода являются Казахстан, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Молдавия, Киргизия, Египет, Ливан. В прошлом году мы также начали поставки автомобилей в Грузию и Тунис.
Мария Мальцева
представитель ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус"
“
В последнее время мы активно продвигаем продукцию на внешние рынки. Пока доля экспортных поставок невелика, в 2017 году объем сохранился на уровне 2016–го. Но в этом году мы планируем увеличить объемы продаж за счет расширения географии: Казахстан, Узбекистан, Вьетнам. Нарастим поставки в Китай. Качество нашей продукции не уступает европейским аналогам, а динамика курса рубля позволяет конкурировать с ними. К тому же наши соотечественники за рубежом предпочитают российские полусладкие игристые вина.
Ирина Немировская
начальник отдела внешнеэкономической деятельности ЗАО "Игристые вина"
“
Раньше мы не смотрели в сторону Европы. До девальвации рубля в 2014 году затраты "Севкабеля" на выпуск продукции были сопоставимы с затратами финских конкурентов: расходы на рабочую силу и электроэнергию у финнов были чуть выше, металлы мы покупали на Лондонской бирже по той же цене, а с учетом расходов на доставку российский кабель лишался какой–либо привлекательности. Теперь у нас вдвое ниже затраты на трудовые ресурсы и электричество. Нам выгодно продавать в Финляндию товар с высокой добавленной стоимостью.
Артем Пидник
генеральный директор ГК "Севкабель"