Компания Becar Asset Management Group миллиардера Александра Шарапова в течение 2 лет вложит более 200 млн рублей в создание крупнейшей в России сети коворкингов под брендом GrowUp.
Becar Asset Management Group, которую контролирует Александр Шарапов (№211 в Рейтинге миллиардеров "ДП" 2016 года с результатом 1,7 млрд рублей), до конца 2018 года запустит семь-восемь коворкингов под брендом GrowUp в крупных городах России, расширив сеть до 10 объектов. Инвестиции в каждый коворкинг составят 20-25 млн рублей. Таким образом, общие вложения компании в создание сети GrowUp превысят 200 млн рублей.
В настоящее время в России работают два коворкинга GrowUp. Первый из них был открыт в марте текущего года в Петербурге. Его площадь — 2,5 тыс. м2 (рассчитан на 500 рабочих мест). В модернизацию пространства Becar вложил 15 млн рублей, а общие инвестиции в объект составили 350 млн рублей. Вторым проектом сети стал коворкинг площадью 1 тыс. м2 (238 рабочих мест) в центре Казани, который открыт месяц назад на площадке Сбербанка, выступившего соинвестором (вложения Сбербанка составили 20 млн рублей, вложения Becar — 4 млн рублей).
До конца года Becar собирается запустить еще два коворкинга в центре Москвы: один (площадью 1,5 тыс. м2 на 420 рабочих мест) около станции метро "Таганская", второй (площадью 1 тыс. м2 на 250 человек) напротив станции метро "Маяковская". "Обе площадки смогут принять любых резидентов, однако каждая из них будет иметь свою дополнительную специализацию. Так, в проекте на "Таганской" будет сделан уклон на архитектурное направление. А на "Маяковской" будет создан медиаковоркинг", — сообщил директор департамента управления коворкингами Becar Asset Management Group Константин Ковалев.
В планах Becar Asset Management Group на следующий год — запуск еще пяти-шести коворкингов в разных регионах страны. Один из них точно будет открыт в Петербурге и станет партнерским проектом, так же как коворкинг на площадке Сбербанка в Казани. Но его точный адрес и параметры инвестор пока не раскрывает. В результате запуска новых проектов сеть GrowUp станет одной из крупнейших федеральных сетей коворкингов в России.
Стартапы формируют спрос
Борис Мошенский, генеральный директор компании Maris в ассоциации с CBRE, считает, что этот проект может быть интересен определенным сферам бизнеса. Например, начинающим предпринимателям, фрилансерам, удаленным сотрудникам, переводчикам, программистам и дизайнерам. "В коворкинге можно получить не только рабочее место с доступом к офисной технике и к Интернету, но также общаться с коллегами, искать клиентов и менторов. А это огромный плюс для стартап-проектов", — рассуждает Борис Мошенский.
"Перспективы у коворкингов хорошие — спрос на маленькие офисы или рабочие места высок. У нас много фрилансеров или небольших компаний, которые не могут работать из дома. В своем проекте лофт-квартала мы также планируем часть офисного пространства организовать подобным образом. Окупаемость этого проекта, по нашей оценке, составит 3-5 лет", — считает управляющий директор Docklands development Илона Лапинскайте.
"Создание единого сетевого оператора позволит не только стандартизировать бизнес-процессы, но привлечет дополнительных клиентов, которые готовы будут пользоваться услугами коворкинга одного бренда, понимая уровень качества и цен", — добавляет директор по развитию ГК "С.Э.Р." Павел Бережной.
"Обычно такие пространства размещаются на недорогих площадках. Их будущие пользователи не требовательны к инженерии и уровню отделки, но им важно удобное местоположение — метро, общественный транспорт и т.д. Из минусов для собственников таких пространств можно отметить повышенные операционные расходы: много мелких краткосрочных арендаторов. Из минусов для пользователей — низкий уровень конфиденциальности", — говорит руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank St Petersburg Марина Пузанова.
Мировая экспансия
Формат коворкинга появился в 2005 году. Сейчас в мире работает около 14 тыс. коворкингов. Ежегодно количество людей, работающих в коворкингах, растет. Если в 2016 году во всех коворкингсах мира работало 1,2 млн человек, то в 2017 году их будет уже на 41% больше.
На рынке России первые коворкинги открылись 2 года назад. Сегодня сегмент формируют восемь сетевых игроков, в том числе Union Place, Start Hub, "Рабочая станция", а также две иностранные компании (Regus, Impact Hub).
По данным Knight Frank St Petersburg, в сегменте коворкингов представлены различные площади — от 160 до 20 000 м2. В среднем площадь коворкингов составляет около 350-400 м2. Средняя площадь рабочего места — 5 м2.
Средняя заполняемость таких объектов — 60-66%. Максимум — 80% (был зафиксирован в Москве в 2016 году). В течение текущего года количество коворкингов, по оценкам Becar Asset Management Group, в двух российских столицах возрастет на 20-25%.
Диапазон арендной платы за фиксированное место в московском коворкинге колеблется от 6 тыс. до 30 тыс. рублей в месяц, за нефиксированное — от 2,8 тыс. до 15 тыс. рублей в месяц. В Петербурге ставки на 15-20% ниже.
Эксперты Becar отмечают, что компании, работающие в коворкингах, могут сэкономить до 75% общих затрат за счет снижения расходов на качественное оборудование, Интернет и электричество, а также общественные пространства. При этом для собственника и управляющего формат коворкинга по своей эффективности на 25-30% выше обычной сдачи в аренду офисных площадей с классической нарезкой и «начинкой» за счет высокого заполнения и эффективного использования площадей.
Справка:
В 1992 году Александр Шарапов основал группу Becar, которая работает во всех отраслях рынка жилой и коммерческой недвижимости. Открыты офисы в Москве и Петербурге. В штате 4 тыс. человек. Под управлением компании находится 3,5 млн м2 недвижимости в России. Крупнейший проект последних лет — создание и управление сетью апарт-отелей под брендом Vertical в российских городах. Один отель в Петербурге уже работает. Проектируются еще три. С 2009 года Becar — партнер мирового лидера рынка коммерческой недвижимости NAI Global (годовой оборот компании — $45 млрд).