Сбербанк и "Яндекс" создают совместное предприятие по продаже услуг и товаров на базе "Яндекс.Маркета", банк вложит 30 млрд рублей исходя из стоимости бизнеса 60 млрд рублей, компании получат в совместном предприятии по 50%. Ранее Сбербанк анонсировал создание СП с AliExpress
"Яндекс" и Сбербанк договорились о создании совместного предприятия на базе сервиса "Яндекс.Маркет", ориентированного на покупку и продажу электронных товаров и услуг, говорится в пресс-релизе поисковика. Сбербанк вложит в "Яндекс.Маркет" 30 млрд рублей исходя из стоимости бизнеса 60 млрд рублей, компании получат в совместном предприятии по 50%. На новости о слиянии бумаги "Яндекса" перешли к росту на Московской бирже. Так, к 10:23 по московскому времени акции "Яндекса" росли на 1%, хотя с утра теряли 1,8%, однако бумаги Сбербанка снизились на 1,1%, индекс ММВБ — на 0,5%.
"У наших пользователей появится много новых возможностей: развитая финансовая и платежная инфраструктура Сбербанка позволит "Яндекс.Маркету", например, сделать оплату товара еще проще и безопаснее и предложить новые сервисы — такие как покупка в кредит. Кроме того, инвестиции Сбербанка укрепят позиции "Яндекс.Маркета" на рынке и принесут пользу партнерам. В частности, они обеспечат дополнительными ресурсами новые направления: логистику, программу “Заказ на Маркете”, работу с зарубежными магазинами", — заявил глава "Яндекс.Маркета" Максим Гришаков.
В совет директоров СП войдет глава "Яндекс.Маркета" Максим Гришаков, еще три представителя "Яндекса" и три представителя Сбербанка, чьи имена и фамилии пока не уточняются. Сделка будет закрыта после того, как будут подписаны обязывающие документы, проведена комплексная инвестиционная проверка "Яндекс.Маркета" и получены необходимые регуляторные разрешения. Стороны ожидают закрытия сделки до конца 2017 года.
"Участие Сбербанка в создании лидирующего игрока в сфере электронной торговли важно как для развития цифровой экосистемы Сбербанка, так и для экономики страны в целом. Это партнерство откроет новые возможности для российских компаний, игроков рынка электронной коммерции, малого и среднего бизнеса, а также создаст как условия для роста экспорта российских товаров за рубеж, так и новые возможности для зарубежных участников рынка ", — приводятся в сообщении слова главы Сбербанка Германа Грефа.
"Сегодня одной информации о товаре недостаточно, нужно максимально сократить время от выбора до получения товара. Рынок в целом меняется, мы находимся в эпицентре больших перемен и надеемся, что наши совместные усилия приведут к многократному росту "Яндекс.Маркета", — отметил руководитель группы компаний "Яндекс" Аркадий Волож.
В конце 2016 года Сбербанк начал продавать через "Яндекс.Маркет" финансовые услуги для частных лиц — три банковские карты, в том числе дебетовую Visa с индивидуальным дизайном, и две страховые программы. Помимо "Яндекс.Маркета", у Сбербанка и "Яндекса" уже есть один совместный проект — в 2012 году банк купил 75% платежной системы "Яндекс.Деньги" за $60 млн. У "Яндекса" в проекте остался блокирующий пакет — 25% плюс 1 рубль.
В ноябре 2016 года Сбербанк презентовал проект национальной экосистемы в области электронной торговли по примеру Amazon, Facebook, а также китайских Tencent и Alibaba. В презентации отмечалось, что объем экономики проекта к 2025 году может составить 65 трлн рублей.
В январе 2017 года источники "Коммерсанта" сообщили, что Сбербанк и Alibaba Group могут в первой половине 2017 года создать СП в сфере интернет-торговли. Предполагалось, что Alibaba внесет в СП свой бизнес в России и СНГ, а также, возможно, в Турции и некоторых странах Восточной Европы. Сбербанк обеспечит инвестиции, а также технологии в сфере маркетинга и логистики.
В отчете "Яндекса" за 2016 год отмечалось, что возможное сотрудничество Сбербанка и AliExpress может негативно повлиять на бренд и бизнес платежной системы "Яндекс.Деньги", поскольку бизнес "Яндекс.Денег" построен на совместной работе с банком.
В нем подчеркивалось, что СП может конкурировать с сервисом "Яндекс.Маркет", который на 100% принадлежит "Яндексу". В пресс-службе поисковика позже пояснили, что в годовом отчете обязаны описывать все гипотетические риски, "даже если их вероятность близка к нулю". "Описание этих рисков в отчете еще не означает, что мы действительно считаем, что предполагаемые события когда-либо произойдут", — отметили в "Яндексе".
По итогам 2016 года оборот "Яндекс.Маркета" составил около 100 млрд рублей. Каждый месяц "Маркет" посещают более 20 млн человек. Около 20 тыс. российских и зарубежных интернет-магазинов предлагают покупателям на сервисе свои товары и привлекают новых клиентов. На сервисе представлено более 150 млн товарных предложений. Сбербанк продолжает обновлять рекордные показатели прибыли, за 4 месяца 2017 года она увеличилась на 45,5%, до 207,1 млрд рублей по сравнению со 142,3 млрд рублей за аналогичный период 2016 года.