Суд запретил выплачивать увольнительные нескольким десяткам работников ООО "ВЭСТ", обанкротившегося подрядчика "Ленэнерго", принадлежащего Артему Маневичу. Конкурсный управляющий посчитал подозрительным, что перед банкротством им увеличили оклады.
В понедельник, 7 августа, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил ходатайство Дениса Панченко, конкурсного управляющего ООО "ВысокиеЭнергоСтроительныеТехнологии" (ВЭСТ), и запретил Сбербанку списывать с расчетного счета компании средства для погашения требований по уплате НДФЛ, пенсионных и страховых взносов, а также долгов по зарплате в пользу уволенных работников компании-банкрота. Управляющий оспорил допсоглашения к трудовым договорам, заключенные накануне банкротства, в части увеличения окладов, которые в итоге превысили средние по отрасли.
Крупный подрядчик "Ленэнерго"
ВЭСТ до 2015 года были крупным подрядчиком ПАО "Ленэнерго" по строительству электросетей. Общая сумма контрактов с ними составляла около 600 млн рублей. Компания принадлежит Артему Маневичу, сыну убитого в 1998 году вице-губернатора Петербурга Михаила Маневича. После коллапса в "Ленэнерго" в 2015 году, связанного с дефолтом и санацией банка "Таврический", ВЭСТ в числе многих других подрядчиков энергокомпании обанкротились. Дело о банкротстве ВЭСТ стартовало в ноябре 2016 года по иску Сбербанка за долг в 491 млн рублей по нескольким десяткам кредитов, обеспеченных залогом прав требования по контрактам "Ленэнерго". В январе 2017 года в компании было введено наблюдение, в мае она была признана банкротом. Конкурсным управляющим с подачи Сбербанка как ключевого кредитора был назначен Денис Панченко. Он пока не ответил на вопросы "ДП".
"Конкурсный управляющий уже четвертый месяц водит нас за нос, — утверждает источник из числа уволившихся работников ВЭСТ. — Обещал вот-вот выплатить нам долги по зарплате, кормил завтраками. Наконец, после того как все работники обратились в мировые суды и получили судебные приказы о взыскании, управляющий, вместо того чтобы произвести выплаты кредиторам второй очереди, оспорил трудовые договоры и допсоглашения. Из-за этого более 20 человек четвертый месяц остаются без средств к существованию. В связи с этим мы уже подготовили коллективное обращение в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело о невыплате зарплаты". По словам источника, общая сумма замороженных выплат составляет около 10 млн рублей. Детали оспариваемых соглашений (в частности, уровень зарплат до и после повышения) он раскрывать отказался.
Слишком большие оклады
Ходатайство об оспаривании подозрительных сделок Денис Панченко подал 2 августа. Он просит суд признать все допсоглашения, приказы и договоры о повышении зарплат работникам, датированные предбанкротным периодом, недействительными в части сумм, превышающих средние зарплаты по рынку на аналогичные должности. Из 26 сотрудников ВЭСТ трое, по мнению управляющего, должны были получать по 17,5 тыс. рублей в месяц; еще трое — 35 тыс.; четверо — по 20 тыс.; четверо — по 30 тыс.; двое — по 15 тыс.; по одному — соответственно 40 тыс. и 50 тыс. рублей. Сам Артем Маневич, поднявший себе оклад до 200 тыс. рублей, по оценке управляющего, заслуживает лишь 25 тыс., а его мать Марина Маневич — всего 12,5 тыс. рублей.
Как заявил Денис Панченко в суде, по результатам анализа сделок им были выявлены 26 подозрительных сделок должника. В случае удовлетворения его требований у него возникнет основание для взыскания с работников излишне уплаченных зарплат на общую сумму более 15 млн рублей. "Это в 2 раза превышает размер текущей задолженности перед работниками, рассчитанный на основании оспариваемых сделок", — добавил он. Таким образом, долг перед работниками, замороженный обеспечительными мерами, составляет 7,5 млн рублей, а общая сумма выплат по оспариваемым договорам — около 22,5 млн рублей. Арифметическим путем (сложив справедливые, по версии управляющего, оклады 26 работников за 4 месяца и получив сумму около 2,26 млн рублей) можно вычислить, что оценка управляющего с оценкой работников расходится ровно в 10 раз.
В Сбербанке отказались комментировать спор.
Артем Маневич громко заявил о себе летом 2016 года, когда его холдинг "Эра" (70% на тот момент было у Маневича) взялся достраивать дома обанкротившейся девелоперской ГК "Город" братьев Ванчуговых. Через год, летом 2017 года, бизнесмен передал 65% из своей доли в компании Игорю Бучерову, который теперь занимается достройкой домов. Меж тем в феврале 2017 года Сбербанк подал иск о личном банкротстве Артема Маневича по поручительству за ВЭСТ. Обоснованность этого заявления суд еще не рассмотрел, следующее заседание назначено на 19 сентября 2017 года.