В Барселоне и Камбрильсе террористы атаковали прохожих, врезавшись в людей на автомобилях. За последний год количество подобных атак существенно увеличилось, удобнее всего таким образом нападать преступникам, действующим в одиночку.
За минувшие сутки в Испании произошли сразу три теракта, два из которых были связаны с атаками на автомобилях. В четверг вечером фургон Fiat въехал в толпу на бульваре Рамбла, главной туристической улице Барселоны. Автомобиль проехал около 600 м и врезался в киоск. В результате погибли 13 человек, не менее сотни оказались в числе пострадавших. Позже террористы пытались совершить наезд на прохожих в курортном городе Камбрильс. Пятерых находившихся в машине застрелили полицейские, но в результате инцидента пострадали шесть человек, одна из них, получившая ножевые ранения женщина, в итоге скончалась.
Это далеко не первые подобные атаки в истории, а в последний год теракты с использованием фургонов сотрясали Европу (и не только ее) с периодичностью в пару месяцев. Ранее террористы тоже время от времени использовали эту тактику, но все же не с такой частотой. Одними из первых атак с использованием врезающихся автомобилей принято считать теракты в посольстве Ирака в Бейруте и взрывы казарм там же, в ливанской столице. Эти теракты произошли в начале 1980-х, но в обоих случаях речь шла о наезде начиненного взрывчаткой автомобиля на здание, а не на прохожих.
Год похожих терактов
Атаковать людей, врезаясь в толпу на автомобиле, террористы начали в середине 2000-х. Часто это происходило в Израиле, но в 2016 году теракты с использованием такой тактики почти полностью переместились в Европу, а их количество существенно выросло. Летом 2016 года грузовик врезался в толпу на Английской набережной в Ницце во время празднования Дня взятия Бастилии. Теракт унес жизни 84 человек, еще 308 пострадали. В ноябре того же года 18-летний сомалиец, незаконно проживавший в США, заехал на тротуар у здания инженерного факультета Университета Огайо, сбил нескольких пешеходов, а затем набросился на прохожих с ножом. В декабре грузовик въехал на территорию рождественского базара в Берлине, под его колесами погибли 11 человек. За трагедией в немецкой столице последовали похожие теракты в Иерусалиме, Лондоне (в Вестминстере, на Лондонском мосту и в Финсбури), Стокгольме, на Елисейских полях в Париже, а также во французском Леваллуа-Перре.
Почему террористы вдруг переключились на автомобили, ответить сложно, но, скорее всего, причин сразу несколько. Во-первых, начиная с 2011 года различные исламистские лидеры призывали своих последователей нападать, используя любые имеющиеся под рукой средства. В 2014 году сразу несколько представителей запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ наставляли террористов наезжать на людей при помощи автомобилей.
Атаки новичков и одиночек
В 2012 году американское Бюро расследований утверждало, что car-ramming (тактика наезда на пешеходов при помощи транспортного средства) может получить распространение, так как она требует минимального опыта и подготовки, а также может использоваться преступниками, неспособными получить доступ к взрывчатым веществам или огнестрельному оружию. Для спецслужб же предотвращение теракта, в котором не используются инструменты, оборот которых запрещен или ограничен, становится задачей почти невыполнимой.
Вычислить преступников, которые не скупают на нелегальных рынках оружие, а просто берут в аренду грузовик, действительно куда сложнее, особенно если речь идет о террористе, решившем действовать в одиночку. В этом контексте наезды на толпу при помощи автомобиля тоже отмечались не раз. Именно таким образом могут быть организованы атаки так называемых одиноких волков — террористов, вдохновившихся идеями той или иной группировки, но не обязательно имеющих прямые связи с ней. К подобным терактам причисляют атаку в Ницце и нападение у здания одного из факультетов Университета Огайо.
Атаки одиноких волков принято считать пока достаточно редким явлением, но в последние дни много говорят об увеличении их количества. Еще за 6 лет до этого глава американского ЦРУ Леон Панетта называл их едва ли не главной угрозой для страны. В мире уже давно говорят об атомизации общества — процессе распада традиционных социальных связей, который можно описать как переход от коллективного к индивидуальному. Вместе со всем обществом через этот же процесс проходят и злоумышленники. Статистика такие предположения только подтверждает — например, американские исследователи отмечают рост количества террористов, действующих в одиночку, в 17 раз.