Молодые руководители совершают одни и те же ошибки, управляя персоналом: выстраивают неправильные связи с подчиненными, занимаются микроменеджментом, не следят за настроениями команды. "ДП" составил топ главных ошибок начинающих боссов.
Быть хорошим руководителем — совсем не то же самое, что быть хорошим специалистом, напоминают бизнес–тренеры. И это главное, что надо понимать новоиспеченному менеджеру.
Опытные управленцы предупреждают: для эффективного руководства нужно научиться "руками водить". Босс — это мозг коллектива. И пока молодой босс не осознает новую картину мира, он может наломать немало дров.
Точки роста подчиненных
Большой ошибкой начинающего руководителя — вне зависимости от масштаба компании и отрасли, в которой она работает, — становится перфекционизм и стремление всю работу команды выполнять лично. "Босс, который все делает сам, не дает возможности вырасти сотрудникам, — говорит Андрей Гуляев, руководитель сети школ английского языка Don’t Speak. — Сначала я тоже все делал сам, а потом понял, что подчиненным нужно давать развиваться, даже если я буду эту задачу делать 10 минут, а мой подчиненный 3 часа — пусть выполняет он. В результате через 4,5 года сотрудники стали работать лучше меня. Главное — позволить получить опыт и дать обратную связь".
Его поддерживает Андрей Васильев, владелец ГК Splash: "Стоит тщательно относиться к мелочам, но не заниматься микроменеджментом, а положиться на команду".
Персоналу нужна самостоятельность, чтобы не работать машинально, соглашаются бизнес–тренеры. "Если подчиненные просто выполняют команды, то, когда не будет директора, компания встанет. Чтобы выработать в сотрудниках самостоятельность, они должны высказывать свое мнение, к которому молодой руководитель должен уметь прислушиваться", — объясняет Павел Штелинг, генеральный директор Norway Park.
"Еще лучше — относиться к сотрудникам как к партнерам, развивать в них предпринимательские качества", — считает Андрей Тупицын, директор по развитию центра экипировки Frontflip. Главное — делегировать и не лезть, не быть нянькой и не считать сотрудников своими нерадивыми детьми, напоминает Андрей Гуляев.
"Руководителю надо выслушать каждого, но сказать последнее слово и взять за него ответственность", — советует Дмитрий Ломоть, психолог и бизнес–тренер. Важно не перегнуть палку и не довести до панибратства, предупреждают бизнес–тренеры. А это тоже очень часто случается в практике молодых специалистов, быстро выросших до руководителя и вынужденных управлять недавними коллегами. Обратная сторона ситуации — деспотизм, высокомерие и стена между подчиненными и руководителем, который всячески подчеркивает свое новое положение.
Важно, чтобы сотрудники видели в своем руководителе человека, подчеркивает Андрей Гуляев. Хорошие, здоровые отношения в коллективе — огромное подспорье начинающему менеджеру.
План и контроль
Внушить подчиненным страх — тоже не лучший способ замотивировать команду. Запугивать, оказывать давление, не скрывать раздражения, повышать голос — абсолютно неэффективно, считает Надежда Коротовских, генеральный директор ГК "Интерсервис Групп Логистик". "Хорошего сотрудника мотивирует интересная задача, которую и должен уметь показать руководитель", — говорит она.
Когда руководитель не уважает свой персонал, люди чувствуют это и работают всего на 20% своих возможностей, согласен с ней Павел Штелинг.
"Главные секреты эффективности начинающего руководителя: планирование, мотивация и контроль, — уверен Виталий Новиков, управляющий партнер компании "Университет продаж". — Увы, я не знал этого, когда был молодым начальником. Главное — перечислить эти понятия в одной связке. Если ты не запланировал — не жди результата, если не промотивировал — не жди результата, если не проконтролировал — не жди результата".
Первостепенная задача для молодого руководителя — завоевать позицию главного у своей команды, а не только на бумажке.
"Чтобы быстро получить авторитет, нужно показать команде результат. Если руководитель показывает, что он знает, как сделать результат, то его начинают ценить, — считает Дмитрий Ломоть. — Подорвать его легко заявлением в стиле "вы все дураки, и я знаю все лучше вас". Потому что это не так".
Виталий Новиков напоминает, что авторитет подрывается тогда, когда декларации молодого начальника не совпадают с практикой. А это происходит чаще всего: ведь за молодым руководителем подчиненные следят очень пристально.
"Молодой менеджер должен осознать, что он не просто начальник в кресле, а руководитель и должен вести команду так, чтобы в процессе выполнения цели коллектив сплотился вокруг него", — поясняет Андрей Васильев, владелец и руководитель ГК Splash.
"Я не ставлю задачи, я вовлекаю, — делится опытом Андрей Гуляев. — Если человек говорит "нет, я не буду этого делать", то я думаю, как перевернуть ситуацию так, чтобы у него появились мотивация и желание".
Чтобы правильно управлять мотивацией подчиненных, молодой руководитель должен узнать сильные и слабые стороны каждого сотрудника, считает Владимир Маринович, руководитель бизнес–школы "ВВерх". "В погоне за мотивацией надо всегда понимать, что у компании есть четкая цель в деньгах: выручка, прибыль — на месяц, на день, на неделю. Для этого нужно "оцифровывать" каждого сотрудника: понимать, какой результат он может дать", — поясняет он свою позицию.
Виталий Новиков уточняет: чтобы вдохновить команду, менеджеру нужно помочь людям связать их цели с целями компании, дать понять команде, что у них общий путь.