Завод "Севкабель" отдал 3 га в Гавани Васильевского острова под креативный кластер. Инвестиции в проект оцениваются в 700 млн рублей.
Собственники завода "Севкабель" приняли решение превратить в креативное пространство 3 га земли на Кожевенной линии Васильевского острова, освободившиеся в результате оптимизации производства. Первая очередь проекта "Порт Севкабель" будет открыта в сентябре. А полностью реализовать проект инвестор рассчитывает за 2 года.
И хотя в Петербурге уже создано около 60 креативных пространств, эта индустрия в городе только набирает популярность.
От промышленности до творчества
О решении превратить 3 га земли на Кожевенной линии, 40, в креативное пространство "ДП" рассказал гендиректор ГК "Севкабель" Артем Пидник.
"Общая площадь завода — 14 га, так что новый проект займет около 20% общей заводской территории. Площадка освободилась за счет модернизации оборудования и программы "Бережливое производство". Там находятся постройки площадью 32 тыс. м2. Мы их реконструируем и будем сдавать в аренду. В списке потенциальных арендаторов представители арт–индустрии, общепита, IT–компании. Первые договоры уже подписаны", — говорит гендиректор.
Реализовать проект полностью "Севкабель" планирует за 2–3 года.
"За это время мы отремонтируем и передадим резидентам постройки на участке, а также создадим уличные рекреационные площадки. А поскольку участок имеет выход к Финскому заливу, развив его, мы откроем для горожан еще одну видовую набережную в Гавани", — сообщили в компании.
Инвестиции в компании не раскрыли, но отметили, что постройки "Порта Севкабель" реконструируют за счет бюджета предприятия на капитальный и текущий ремонт. По оценке управляющего директора Docklands development Илоны Лапинскайте, вложения составят 600–700 млн рублей. Окупить инвестиции в "Севкабеле" планируют за 5–10 лет за счет поступлений от аренды, мероприятий и сопутствующих услуг.
Креативный бум
В отличие от Европы, понятие "креативная индустрия" для России относительно новое. Хотя в последние время развитию этого сектора экономики и созданию для него инфраструктуры уделяется все больше внимания. В Петербурге, данным Knight Frank SPb, уже создано около 60 креативных пространств. Общая площадь зданий, которые они занимают, превышает 300 тыс. м2. Средняя площадь креативных пространств составляет 7–8 тыс. м2. Обычно они занимают промышленные или исторические здания.
"Целевая аудитория таких объектов — творческие люди, малый и средний бизнес, офисные работники. Для них такие кластеры — не просто рабочая площадка, а сообщество людей с общими социально–культурными ценностями", — говорит Светлана Московченко из Knight Frank SPb.
"Бум креативных пространств логичен. Они позволяют при небольших вложениях сделать рыночный продукт, который востребован у арендаторов. Но со временем спроса может на всех не хватить", — добавляет исполнительный директор ГК "С. Э. Р." Павел Бережной.
"Такие проекты могут поднять статус территорий и вывести их из депрессивного состояния. А серый пояс у города большой — порядка 30% от общей площади. Отдать эти территории под жилье очень сложно. Поэтому собственники все чаще смотрят в сторону арт–индустрии. Арендные ставки в таких пространствах невысокие. Но операционный доход они генерируют", — добавляют эксперты NAI Becar.
Окупаемость вторична
Драйвером развития креативных пространств в Петербурге является частный бизнес. "Большинство проектов имеют легкий мануфактурный уклон. Одно из таких пространств расположено в здании на Казанской ул., 7. Еще один пример — креативное пространство "Тайга", — перечисляет Василий Довбня из Colliers International. Крупный креативный кластер (20 тыс. м2) создан и на бывших площадях "Ленполиграфмаша" на Петроградке. Его собственник Кирилл Соловейчик сообщил "ДП", что развитием проекта доволен. "Окупаемость для нас вторична. Важнее, что мы делаем большое общественное дело, создав площадку для развития инноваций", — заявил он.