Гeоргий Буль (31 год) начал свой бизнес в 2014 году, спустя 2 года к нему присоединился брат Леонид Буль. Сначала это была транспортная компания, но кризис заставил братьев сменить нишу. Переключившись с доставки грузов на широкоформатную печать, фирма SPTK за год нарастила оборот с 6 млн до 25 млн рублей. Среди клиентов компании — "Главстрой", "Васаби" и "Мама Рома".
Прежде чем окончательно уйти в бизнесмены, Георгий 8 лет проработал наемным сотрудником в рекламном агентстве. "Мне часто приходилось работать экспедитором, чтобы проследить за доставкой рекламных конструкций, и в один прекрасный момент я понял, что могу делать то же самое, не работая на дядю", — поясняет предприниматель.
Не начальник, а клиент
Его бизнес начался с покупки "газели", стартовый капитал фирмы "Санкт–Петербургская транспортная компания" составил 130 тыс. рублей — столько стоила машина. Одним из первых клиентов стал работодатель Георгия — рекламное агентство, в котором он с разрешения руководства продолжал параллельно работать. За 2 года парк разросся до шести машин, и к доставке рекламных конструкций прибавилась услуга по их монтажу. Среди клиентов фирмы были "ИнтерПрогрессБанк" и ПСКБ, однако в основном фирма работала с мелкими заказчиками. Оборот компании за второй год работы составил 6 млн рублей.
В 2016 году компания окончательно сменила фокус работы и стала заниматься не только монтажом, но и производством наружной рекламы под брендом SPTK. Дело в том, что на рынке грузоперевозок появился новый игрок — "Грузовичкоф", и Георгий счел нерентабельным продолжать работать в той же сфере.
Тогда же в бизнес вошел старший брат Леонид Буль, который тоже решил уйти с наемной работы. Обязанности распределились так: Георгий продолжил заниматься продажами, а Леонид стал отвечать за подбор кадров, так как раньше работал в HR.
Несмотря на широкий профиль услуг (печать на баннерах, бумаге, ПЭТ, ПФХ, пенокартоне и холсте), наибольший доход SPTK приносят монтаж и демонтаж рекламных конструкций. В штате компании работают 17 человек, еще 15 — привлеченные специалисты. Их нанимают под конкретные проекты.
Станки для прибыли
До 70% всех заказов фирма получает благодаря сотрудничеству с рекламными агентствами. Так, SPTK в качестве субподрядчика выполняла заказы для "Ленты", Coca–Cola, "К–Раута", Hyundai. Еще 30% заказчиков приходят к братьям напрямую — благодаря интернет–рекламе. Так, например, клиентами стали "Главстрой", "Лидер Групп", "Мама Рома". Впрочем, фирма работает и с малым бизнесом. "Мы беремся за заказы на печать от 1 м2, потому что знаем, что из 20 маленьких заказчиков обязательно одна компания вырастет и станет крупным", — объясняет Георгий.
Сейчас стоимость оборудования, которым пользуется компания, составляет около 7 млн рублей. Это шесть машин: плоттеры, печатные станки, ламинатор и фрезерный станок. Каждая машина в среднем окупается за полгода.
"Мы старались привлечь как можно больше заказов на печать для той машины, которую покупали, чтобы быстрее отбить ее стоимость", — объясняет предприниматель. Свою технику фирма стала покупать только в 2017 году, до этого заказы, которые получала SPTK, отдавались на печать в сторонние типографии.
По словам Георгия, в этом году оборот SPTK составит около 60 млн рублей: рубеж 25 млн рублей (оборот за 2016 год) фирма уже давно перешла.
Рост прибыли и оборота, по словам предпринимателя, как раз и связан с тем, что теперь SPTK печатает рекламную продукцию самостоятельно и не делится прибылью с подрядчиками. Из–за большого фрезерного станка весом около 2 т фирме даже пришлось переехать в новый офис: потребовалось более просторное помещение на первом этаже.
В Петербурге около 2 тыс. типографий, занимающихся мелкой, средней и широкоформатной печатью. В своем сегменте они, как правило, предоставляют схожий перечень услуг, конкурировать можно за счет быстроты выполнения заказа и допсервисов. В сегменте широкоформатной печати не больше пяти крупных игроков, удерживающих до 60% рынка, в том числе старожилы — "Руан" и "Постер Принт".
"Мне кажется, отрасль не сильно почувствовала кризис. У нас прибыль росла и в кризисный год, и дальше, — рассказывает Алексей Видмонд, коммерческий директор типографии ADM. — По моим ощущениям, компаний, занимающихся печатью, в Петербурге больше 2 тыс.: спрос на услуги большой, а порог входа на рынок, наоборот, небольшой". Поэтому, объясняет эксперт, среди владельцев типографий много молодых предпринимателей.
"Чтобы начать свое дело, нужен 1 млн рублей, а затем новорожденная фирма может постепенно докупить остальную технику, — поясняют в ADM. — Гнаться за дорогим оборудованием сразу не обязательно: сейчас можно найти довольно дешевые образцы".