00:0830 августа 201700:08
28176просмотров
00:0830 августа 2017
Предприниматели Петербурга потратят около 17 млрд рублей на замену вывесок в соответствии с новым эстетическим регламентом. Чиновники настаивают, чтобы они сделали это к мундиалю.
В январе этого года в Петербурге принят новый эстетический регламент, который ужесточает требования к информационно–рекламным вывескам. Он затрагивает главным образом компании, работающие в сфере потребительского рынка. Чиновники уверяют, что у предпринимателей есть время на обновление фасадов своих объектов только до начала чемпионата мира (ЧМ) по футболу, который стартует в городе летом 2018 года. Сейчас лишь 30% всех вывесок в Петербурге соответствует новому регламенту. По данным Общественного совета по развитию предпринимательства при губернаторе, обновлять или менять вывески придется 18,5 тыс. заведений. Общие затраты бизнеса на обновление могут превысить 17 млрд рублей.
Время табличек
Постановление № 40, вводящее новые эстетические требования к вывескам в Петербурге, принято в январе, но сейчас Смольный активно взялся за его исполнение. Неавторизованно один из разработчиков эстетического регламента рассказывает, что на федеральном уровне город хотят очистить к ЧМ, более того, в последнее время все чаще звучат предложения убрать неправильные вывески в течение 2–3 месяцев. Юридически это вряд ли возможно, пока у фирм действуют старые договоры сроком до 5 лет. "Но постепенно у организаций заканчиваются разрешения. Это конфликт: бизнес не устраивают новые правила, а через портал "Наш Петербург" 17 тыс. горожан подали жалобы на вывески. Губернатор поручил создать рабочую группу по урегулированию разногласий", — говорит Роман Шайхайдаров, глава комиссии по рекламе и информации Общественного совета при губернаторе. Он добавляет, что на сегодня бизнес подал 48 предложений поправить регламент, треть из них отвергнуты, остальные пока на обсуждении.
Представитель крупной сети гипермаркетов анонимно предоставил "ДП" предложения ретейлера по изменению регламента, которые были направлены в Смольный. Среди основных проблем, по мнению ретейлера, — нечеткие формулировки в документе и то, что он учитывает особенности только центра города. Например, предпринимателей не устраивает запрет размещать вывески на заборах; в спальных районах и вдоль автотрасс рисовать название магазина или кафе на фасаде, окруженном изгородью, бессмысленно. Предприниматели предлагают смягчить формулировки и прописать исключения. Например, разрешить размещение вывесок на крышах временных строений (автомоек, заправок и др.) и сохранить запрет только для капитальных зданий.
Максимальные высоту и ширину вывесок нужно устанавливать как процентное соотношение, а не абсолютную величину: таблички одного и того же размера будут по разному выглядеть на высокой узкой башне и на малоэтажном здании, говорят бизнесмены. Ограничения в размере символов вывесок (не выше 62 см), о чем уже писал ранее "ДП", по подсчетам ретейла, приведут к необходимости демонтировать до 70% конструкций на фасадах ТЦ, стадионов и других отдельно стоящих зданий.
По некоторым оценкам, замена вывески крупного супермаркета может обойтись в 4,5 млн рублей: около 3 млн рублей пойдет на изготовление новых вывесок, создание технических рисунков, согласования, 1,17 млн — на установку, остальное — на демонтаж старых конструкций и элементов навигации. Небольшому магазину замена вывески обойдется в 100–300 тыс. рублей, распределение затрат будет примерно таким же.
Федеральное — хуже
Бизнесмены видят в регламенте немало простора для интерпретаций: например, "размещение вывесок на крыше допускается на зданиях, не имеющих выразительного силуэта". Но что такое "выразительный силуэт" — чиновники не поясняют. Это, считают предприниматели, ведет к коррупции: решать, насколько он выразительный, будет конкретный инспектор. Многие требования бизнес предлагает превратить в рекомендации с мотивирующими льготами тем, кто им последует. Например, ограничения в выборе шрифтов не смогут соблюсти те, кто работает по франшизе.
Собеседник "ДП", участвовавший в разработке регламента, уверен, что вариант предписаний Смольного даже в текущем виде — это лучшее, на что может рассчитывать бизнес. "Федеральное законодательство — законы о рекламе и особенно о защите прав потребителей — их требования гораздо жестче. В Москве так уже и живут, там центр города в пределах Садового кольца очистили от прежних вывесок, — говорит чиновник. — Там нет крышных конструкций, мы же оставили возможность их устанавливать для собственников. То есть, если это торговый центр, на крыше будет его название, а не перечисление двух десятков арендаторов". Чиновник добавляет, что выборочные проверки на восьми–девяти улицах центра Петербурга показали, что 70% вывесок не соответствуют требованиям закона.
Кто выиграет
Первыми бенефициарами нового регламента станут производители вывесок, организации, которые занимаются помощью в согласованиях и монтажом. Таких в Петербурге более 70. Однако соучредитель одной из таких компаний — "Седьмое небо" — Константин Абрамов считает, что подъем на рынке будет кратковременным и малозаметным. "По статистике, вывеска живет 5 лет, сейчас, в кризис, предприятия закрываются чаще, ротация арендаторов в стрит–ретейле высокая, процесс замены вывесок так или иначе идет, и довольно быстро", — говорит он. То есть 17 млрд рублей компании потратили бы так или иначе, только эти траты растянулись бы на более долгий срок. А объявления, которые они бы заказали спустя год или три без запрета, были бы крупнее и дороже. "Глобально на наш рынок это повлияет негативно: мы будем делать более мелкие вывески в том же самом количестве, и заработаем меньше, — продолжает Абрамов. — В городе неизбежно появятся бегущие строки, которые легко убрать в случае проверки, картонные короба, баннеры "временная вывеска". Многие наши клиенты говорят: "Зачем я буду тратиться на вывеску, если можно повесить тряпичную временную, пока не заставят снять".
На рынок наружной рекламы проблема с вывесками вряд ли повлияет: количество рекламных конструкций ограничено схемой размещения, поэтому рост рынка почти невозможен.
К тому же, рассказывают предприниматели, все больше компаний предпочитают рекламировать свои услуги в Интернете. Алексей Банников, гендиректор ГК "Фотосклад.ру", считает, что цена размещения офлайн–рекламы сильно превышает расходы на продвижение в Сети, а аудиторию можно таргетировать по географии.
“
Жесткие ограничения, с одной стороны, должны бы позитивно сказаться на внешнем облике Петербурга. Но, с другой стороны, владельцы бизнеса будут искать альтернативные решения. И я хочу верить, что они пойдут в Интернет (в наружную рекламу — вряд ли), начнут осваивать "Яндекс.Карты" и другие сервисы, работающие с геолокацией. Но на самом деле боюсь, что многие из них обратят свой взор к таким решениям, как раздача флаеров, установка раскладушек, нелегальная реклама на асфальте и водопроводных трубах. А это, в свою очередь, может уже более негативно сказаться на облике нашего города.
Евгений Соловьев
совладелец бренд–маркетингового агентства KREADO
“
Владельцы недавно согласованных вывесок не должны ощутить изменений до момента, пока срок действия их согласования не истек (до 5 лет). А критерии за эти годы могут поменяться еще не раз. Я думаю, с ограничениями по шрифтам, возможно, переборщили, в остальном требования жесткие, но работать с ними можно. Предпринимателям придется учитывать особенности фасада при выборе нового помещения под аренду, это станет серьезным критерием. А в целом нас будут окружать однообразные вывески с похожими шрифтами. Плохо это или хорошо, покажет время.
Сергей Оганян
директор по производству рекламной продукции Granat communications
“
Объемные буквы в качестве вывески — это уже компромисс, эффективнее всего световой короб. Некоторые арендаторы в историческом центре обходят запрет на короба, размещая светящиеся конструкции в витринах. Боковые консоли часто выглядят как нагромождение конструкций, но это для арендатора единственная возможность разместить вывеску. На мой взгляд, есть смысл унифицировать размер консолей, но их запрет означает угрозу многим бизнесам и снижение ликвидности ряда помещений. Дальнейшее ужесточение требований к вывескам может привести к падению продаж у ряда операторов и увеличению ротации на рынке стрит–ретейла.
Александр Просенков
глава департамента street retail Colliers International в Петербурге