Аномально холодное лето и внедрение поправок к закону о торговле усложнили жизнь производителям таких продуктов, как квас и мороженое. По итогам года они ожидают снижения оборота на 10-15%.
Непривычно холодное даже по меркам Петербурга лето подходит к концу, и надежды производителей на теплый август не оправдались. Этим летом их продажи сократились на 20%, по итогам 2017 года оборот будет на 10-15% ниже, чем в 2016 году. Жизнь усложнил и обновленный закон о торговле.
"Любые аномальные колебания температуры напрямую отражаются на продажах таких сезонных продуктов, как квас. Мы помним и рост рынка на 56% из-за жары в 2010 году, видим и падение продаж в этом году, когда в некоторых регионах был даже снег", — говорит Наталья Александрова, руководитель отдела маркетинга крупнейшего производителя кваса АО "Дека" (квас "Никола" и др.). По ее словам, продажи кваса этим летом снизились на 20%, по итогам года снижение может составить 10-15%. Продажи летом составляют порядка 50% от совокупного объема продаж по году. В прошлом году оборот "Деки" вырос на 34,4%, до 4,3 млрд рублей.
Чтобы сохранить положение, "Дека" делает акцент в поставках на более теплые регионы, также ведет работу по всем каналам продаж, включая рестораны и кафе. Переключиться на экспорт оперативно тяжело, это плановая работа, которая ведется компанией постоянно, отмечает Наталья Александрова. По данным Euromonitor, ожидаемое сокращение рынка безалкогольных напитков в 2017 году составляет 0,7% и без учета холодного лета, только из-за падения покупательной способности населения и роста цен.
Владелец сети фруктовых лавок Ашот Эфендиев рассказывает, что продажи арбузов снизились на 10-15% по сравнению с прошлым годом. "Погода очень сильно влияет на реализацию, стоит показаться солнцу, продажи сразу процентов на двадцать выше", — говорит он. Тем не менее сезон не кончился, в сентябре вернутся с отдыха семьи с детьми и продажи вполне могут быть на уровне прошлого сезона, ожидает он.
Крупнейший петербургский производитель мороженого "Петрохолод" в прошлом году в Петербурге продал 7,5 тыс. тонн мороженого, в этом году ожидает продаж на уровне 6,8 тыс. тонн. Как пояснили в компании, план на 2017 год будет выполнен на 90%: хотя спрос в рознице из-за погоды невысок, результаты за год выравниваются за счет продаж в рестораны и кафе, другие регионы.
Другое дело, что ожидаемый оборот "Петрохолода" в 2017 году — 1,6-1,7 млрд рублей против 1,8 млрд рублей годом ранее. Как рассказал Бадри Какабадзе, председатель совета директоров "Петрохолода", физический объем продаж сократился не так сильно, как цена. Дело в том, что из-за принятия поправок к закону о торговле (они ограничивают размер бонусов торговых сетей) "Петрохолод" был вынужден снизить отпускную цену на 30%, хотя цена на полке при этом не изменилась. "Сети вынуждают нас снижать цену, при этом их собственная наценка может достигать 140%", — сетует Бадри Какабадзе. Затраты на производство высоки, компания не может жертвовать качеством, в итоге выживать становится сложнее, констатируют в компании.
По данным "Петростата", оборот торговли продуктами питания за 7 месяцев 2017 года сократился почти на 5%, до 252,9 млрд рублей. По оценкам торговых сетей, сезонные продукты питания занимают около 5% от общего объема.