Если что-то запрещено, это значит только то, что это "что-то" трудно достать. А значит, оно и стоит дороже. Dp.ru выяснил, сколько и на чем зарабатывают петербургские онлайн-магазины в глубоком интернете, и почему наркотики с улиц спальных районов переместились в сеть.
Когда вы что-то покупаете, даже в интернете, продавец вас обычно прекрасно "видит" - вы оставляете адрес для доставки, данные банковской карты, и IP-адрес. А потом несколько недель видите в браузере рекламу с товаром, который вы искали. На самом деле, способ анонимных покупок через интернет уже давно существует. Правда, пользуются им в основном для незаконных сделок, но интерес к нему проявляют и обычные предприниматели.
"Дипвеб", или "глубокий интернет" - это сайты, которые не индексируют обычные поисковые системы; в России он начал “выходить в массы” в 2013-14 годах, на Западе распространился на несколько лет раньше. Если ввести адрес такой страницы в строке обычного браузера, она не откроется; вы увидите сообщение “время ожидания ответа от сервера истекло”. Зайти на такой сайт можно через специальный браузер Tor. Систему Tor разработали по госзаказу специалисты исследовательской лаборатории ВМС США для военных целей, а код опубликовали под свободной лицензией. "Тором" стали пользоваться сначала специалисты по криптографии, а затем и все желающие. Суть системы - в анонимности. То есть, пользователя невозможно "вычислить по айпи", браузер связывается с сайтом через несколько разных узлов в разных странах. Именно поэтому он быстро стал площадкой для торговли наркотиками, оружием и другими запрещенными веществами.
Оружие и дизайн
По данным Оксфордского интернет-института, более всего глубокий интернет распространен в Италии, Израиле и Молдавии, там Tor используют более 200 человек на 100 тысяч жителей. В России - 25-50 пользователей на 100 тысяч человек. В Петербурге, по разным оценкам, в "глубокий интернетом" регулярно погружаются около 6-7 тысяч человек. Немалая часть из них - покупатели и продавцы наркотиков.
Глубокий интернет выглядит как обычная сеть середины нулевых: вместо вытеснивших почти все остальное соцсетей, привычных приложений и новостных сайтов, там - форумы, чаты и интернет-магазины. Это объяснимо: соцсети как раз построены на неанонимности, поэтому в "Торе" пришлось вернуться к старым форматам.
Самые масштабные форумы, как в России, так и в мире, занимаются в том числе продажей наркотиков. По большинству оценок, более 90% торгового оборота магазинов в "Торе" - наркотические вещества, остальное - оружие, фальшивые документы, банковские карты, оформленные на несуществующих людей. На одном крупном российском форуме есть целый раздел дизайн-услуг: иллюстраторы оформляют интернет-магазины для продажи запрещенных товаров, рисуют им логотипы и фирменный стиль.
На мировом рынке крупнейшей площадкой долго был Silk Road (в переводе с английского "шелковый путь", так же называется один из основных мировых маршрутов наркотрафика). Площадка работала с 2011 по 2013 год - запрещенные психоактивные вещества составляли 70% товаров, кроме них продавались электронные копии книг, порнография. Администратора форума ФБР задержало в 2013 году, за 2,5 предыдущих года служба оценила оборот Silk Road в 9,5 млн биткоинов. Это по нынешнему курсу 2,2 трлн рублей (в то время - около 600 млрд рублей).
Большинство основателей крупных форумов и интернет-магазинов в "глубоком интернете" не были до этого преступниками в реальном мире. Причастными к торговле наркотиками и оружием они становились уже потом, используя собственноручно созданные сайты. А объясняют свои мотивы создатели дипвеба принципами криптоанархизма - это часть либертарианской философии. Криптоанархисты ратуют за свободный рынок, где продавца и покупателя никто не контролирует (но и не защищает), анонимную торговлю и защиту персональных данных в сети.
"Я покупал через форумы “Тора” регулярно, сколько точно раз, не помню, но счет на десятки", - рассказывает один из пользователей "глубокого интернета" на анонимном форуме. Он, как и многие пользователи “Тора”, увлекается поиском ошибок в коде, например, "вскрывает" онлайн-тесты, которые задают ему в институте, чтобы получить хорошие оценки. Он рассказывает, что пару лет назад, до распространения "глубокого интернета", покупал "товар" у знакомых - через несколько "рукопожатий" в Петербурге всегда было несложно найти психоактивные вещества. Но в интернет-магазинах - удобнее, поэтому на улицах города стало меньше нарисованных баллончиком номеров телефона с подписью "соли" и "спайсы".
Где лежат закладки
Теперь можно сказать, что немалая часть наркорынка ушла в интернет. Интернет-магазины дипвеба - это, хоть и нелегальные, но хорошо структурированные организации. У них есть основатели-администраторы, поставщики и "штат" кладовщиков, или "кладменов". Задача последних - хранение, фасовка, упаковка и доставка товара. Это происходит через "закладки". Лично кладовщик и покупатель не встречаются, общаются только через интернет. После оплаты кладмен оставляет товар в каком-то незаметном месте в городе, описывает покупателю маршрут, а покупатель в назначенном месте товар забирает. Обычно все это укладывается в один день: у многих магазинов есть представительства и склады в большинстве крупных городов России. “Закладка может быть где угодно, вот хоть за батареей в кафе у тебя за спиной, - говорит тот же пользователь. - Бывают закладки прямо напротив отделений полиции, под видеокамерами, или на козырьках подъездов, некоторые потом тогда жалуются магазину, что не могут достать из-за роста, хоть стремянку носи. Есть неудачные места, где может закладку унести ветром, или дворник смести. а покупатель потом, естественно, уже не находит”. Он добавляет, что политика в отношении таких ситуаций у магазинов разная: кто-то "перезакладывает", кто-то нет.
Крупный предмет, можно, например, закопать под дорожным знаком или помеченным деревом. “Как-то раз я ездил за товаром в промзону на Парнас, поднимался на 28 этаж недостроенного дома, - рассказывает он. - Иногда к маршруту добавляют фотографии, выделяя место, где лежит "клад", но их делают обычно в темноте плохой камерой, так что это просто красный круг на черном фоне”.
Платят за товары в дипвебе биткоинами - криптовалютой, которую исследователь ООН Бретт Скотт назвал "слишком либертарианской", имея в виду, что ее не контролирует ни одно государство и ни один регулятор. Биткоины переходят прямо из кошелька в кошелек, минуя банки, и остановить это почти невозможно - только если отобрать у пользователей телефоны. "Рубли в биткоины переводят сами площадки, комиссия у них довольно высокая и зависит от того, насколько сильно "скачет" курс. Если изменения сильные - могут брать 25%", - рассказывает один из участников форума.
На форумах в "Торе" можно много чего купить - например, участники кофейного кооператива "Черный" начали продавать на форумах "глубокого интернета" кофе. Это имиджевая акция: предприниматели хотели создать образ чего-то запретного, интересного, "кофемании". Только вместо "закладок" - обычная доставка. Артем Темиров, участник кооператива "Черный", рассказывает, что чтобы купить кофе, нужно, естественно, сначала скачать браузер Tor. “Регистрироваться в нашем онлайн-магазине в Tor не нужно, потому что это противоречит принципам даркнета и теряет весь смысл. Регистрация - это потеря анонимности, - поясняет он. - Пользователь вставляет в строку в браузере доменное имя нашего магазина, выбирает сорт кофе, и оплачивает либо биткоинами, либо через киви-кошелек. Мы получаем информацию об оплате и почту покупателя, уточняем у него адрес, если это не Москва, и отправляем кофе”.
Как найти продавца
У всех участников рынка в глубоком интернете своя мотивация. Магазины получают прибыль с меньшими рисками и размещают объявления о вакансиях для фасовщиков и кладовщиков. На такой работе не спрашивают об образовании, судимостях, а заработок "кладовщиков", которые согласились анонимно назвать свою “зарплату” - в среднем около 150 тыс. рублей. Покупателей тоже становится больше: процедура покупки упростилась почти до уровня обычного интернет-заказа. “Кого тут только нет”, - удивляется вопросам корреспондентки dp.ru администратор одного из российских интернет-магазинов. Он уверен, что рынок “психоактивных веществ” существует пока в таком, скрытом виде только пока “культура потребления не сформирована”. Деанонимизировать пользователя “тора” пока можно только “извне”, то есть если он допустит ошибку в обычном интернете или в реальности. Например, основателя Silk Road Уильяма Росса Ульбрихта агенты ФБР начали подозревать, когда нашли посты с рекламой Silk Road под псевдонимом altoid. То же имя Ульбрихт использовал в объявлении о вакансии для программистов, указав адрес личной электронной почты. Несколько "кладовщиков" и производителей синтетических наркотиков российская полиция находила после звонков соседей, которые жаловались на странный запах.
В целом к полиции пользователи дипвеба относятся снисходительно. "Я уверен, ни у полиции, ни у российских спецслужб не хватит компетентности для того, чтобы закрыть магазин или запретить криптовалюты", - говорит один из администраторов магазина на форуме. И пока это похоже на правду: "Наркодилеры стараются найти потенциальных покупателей через сайты и социальные сети, мобильные приложения типа "Вайбер", "Ватсап", Телеграм, - гласит один из немногих отчетов о работе МВД в сети. - Сотрудниками УКОН (ГУКОН МВД, которое контролирует оборот наркотиков после ликвидации ФСКН) постоянно осуществляется мониторинг интернета для выявления ресурсов, пропагандирующих наркотические средства и психотропные вещества. Только в 1 квартале текущего года обнаружены 11 электронных адресов, предположительно содержащих информацию с признаками рекламы и пропаганды наркотиков, распространение которой на территории России запрещено. В Роскомнадзор направлены заявки на проведение проверки с целью закрытия этих сайтов".
В ГУ МВД в ответ на запрос dp.ru ответили, что за 2016 год правоохранительные органы в Петербурге раскрыли 7,5 тыс наркопреступлений, в 2015 году - 8 тыс. "Всего в регионе за 2016 год изъято более 1,5 тонн психотропных веществ, за 4 месяца 2017 года - 400 кг", - сообщают в МВД, добавляя, что криминогенная обстановка, связанная с незаконным оборотом наркотиков, уже несколько лет остается довольно стабильной. "Борьба с наркопреступлениями, совершенными с использованием интернет-технологий, находится на особом контроле ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти", - подчеркнули в ведомстве.
И в целом по России, по данным ФСКН и ГУКОН МВД, с 2012 года показатели раскрываемости наркопреступлений не сильно меняются: в год раскрывают 80-120 тыс преступлений. На крупнейшей в русском "дипнете" "Гидре" (те же самые люди работают и на других форумах, у них есть постоянные бренды и покупатели) - приблизительно 108 магазинов, которые работают в Петербурге. Крупнейшие совершили по 5-15 тыс сделок, небольшие - по 100-200, в среднем - около 2 тысяч сделок на магазин (эта информация указана у них в профиле). По данным администратора одного из магазинов, средний счет покупки, с учетом оптовых - около 6-10 тыс рублей. В итоге, по оценкам магазинов, годовая выручка одного интернет-магазина около 150 млн рублей, совокупная выручка петербургских филиалов - от 2 млрд рублей в год.