Российский производитель и поставщик запчастей и расходных материалов для спецтехники холдинг "ЕТС" Дениса Литвинова за 100 млн рублей купил компанию "Сила техники" — крупнейшего дистрибьютора запчастей для британского производителя экскаваторов-погрузчиков JCB.
Компания "Сила техники" (СТ) учреждена в 2015 году для поставок запасных частей и сервисного обслуживания строительной техники, изготовленной компанией JCB (Великобритания). Оборот СТ в 2016 году составил 80 млн рублей. Стоимость сделки по приобретению фирмы холдингом "Единые техносистемы" (ЕТС) составляет около 100 млн рублей, оплата по ней будет производиться путем дополнительной эмиссии акций ПАО "ЕТС".
Дело техники
"Техника мирового лидера по производству экскаваторов-погрузчиков JCB крайне популярна в России, и объединение с ООО "Сила техники" открывает холдингу новые рынки", — комментирует новость Денис Зеленя, генеральный директор ПАО "ЕТС".
Группа "ЕТС" контролируется петербургским предпринимателем Денисом Литвиновым. Холдинг "ЕТС" был создан в 2012 году на базе компании ООО "Амкодор-Оптим Санкт-Петербург", которая занималась поставками спецтехники Doosan в Россию. Через поглощение компаний смежных профилей ЕТС начали осваивать новые рынки. В частности, в 2017 году холдинг приобрел фирму "Мир привода", которая поставляет в Россию приводное оборудование компаний Watt Drive (Австрия) и Chiaravalli (Италия). Стоимость покупки не разглашалась. Эксперты оценивают ее в 100 млн рублей. Выручка "Мира привода" составляет более 70 млн рублей.
За 5 лет ЕТС расширили спектр деятельности, став производителем и дистрибьютором различных запчастей и расходных материалов под собственным брендом для строительной спецтехники Doosan Infracore (Южная Корея), Volvo (Швеция), Hitachi (Япония), Hyundai (Южная Корея), Caterpillar (Япония). Кроме того, ЕТС создали сеть сервисных центров для спецтехники. Пятилетний инвестиционный план ЕТС оценивается в 200 млн рублей.
Возрождение спроса
Участники рынка отмечают, что если сразу после обвала рубля в конце 2014 года закупки российскими предприятиями новой техники за рубежом резко сократились, то сейчас спрос энергично восстанавливается. Так, директор компании John Deere Forestry Oy (выпускает лесозаготовительную технику) Янне Хаапасало отмечает, что компания удвоила экспорт в Россию и в 2017 году рассчитывает продать российским покупателям рекордный объем машин — 356 единиц на 178 млн евро.
"В России спрос на бывшую в употреблении лесозаготовительную технику сошел на ноль. Раньше везли много подержанной техники из Финляндии и Швеции, а сейчас интерес к ней пропал", — констатирует Янне Хаапасало.
Причин этому несколько. Во-первых, многие компании, попробовав импортозаместить иностранную спецтехнику отечественной, пришли к выводу, что такая замена будет дороже и хуже по качеству. Например, в компании "Управление механизации-1", в 2016 году заменившей Mersedes на КамАЗы, рассказали, что один российский грузовик вышел из строя, отработав лишь 3 дня, второй — через неделю. А третий КамАЗ вообще не доехал до заказчика.
Во-вторых, далеко не всю спецтехнику могут производить российские заводы, а иностранные концерны не спешат вкладываться в строительство производственных площадок в России из-за нестабильности ее политической и экономической ситуации.
В связи с ростом спроса на иностранную спецтехнику увеличивается и потребность в услугах специализированного сервиса. На что и делают ставку такие предприятия, как ЕТС. Рынок запчастей и комплектующих к спецтехнике в Петербурге и Ленобласти оценивается в 5 млрд рублей в год. Рост в 2017 году прогнозируется на уровне 15%.