Татфондбанк, как выяснилось в ходе его банкротства, будучи санатором петербургского банка "Советский", получил от него более 19 млрд рублей.
По данным источников "ДП", близких к банку "Советский", кредитная организация в августе 2017 года направила в адрес конкурсного управляющего Татфондбанка (ТФБ) требования на сумму 19,336 млрд рублей. В итоге долг в 19,122 млрд рублей был включен в реестр кредиторов бывшего санатора банка "Советский", а ныне банкрота ТФБ. Правда, в деле о банкротстве на сайте суда эта переписка пока не нашла отражения.
Всякие возможности
"Советский" санировался ТФБ (основным бенефициаром назывался Роберт Мусин, экс–министр Татарстана) с марта 2016 до марта 2017 года, а затем у банка–санатора была отозвана лицензия. Краху, похоже, поспособствовали бывшие собственники "Советского": они оспорили в суде межбанковский кредит, по которому ТФБ получил от санируемого банка 15 млрд рублей ("ДП" писал об этом подробно в мае 2017 года). В декабре 2016 года, когда суд удовлетворил их иск, банк–санатор приостановил выдачу вкладов, через несколько дней в нем была введена временная администрация АСВ, а в марте 2017 года ЦБ отозвал у него лицензию.
До сих пор никаких сведений об иных обязательствах Татфондбанка перед "Советским" известно не было. Но выходит, что санатор не отказывал себе и в других заимствованиях у зависимой кредитной организации. Так, в августе–сентябре 2016 года он получил от нее три валютных займа, переведенных в рубли на суммы 397 млн, 250 млн и 340 млн рублей, а в октябре и декабре 2016 года — платежи по двум банковским гарантиям — на 330 млн и 950 млн соответственно. Таким образом, получается, что в итоге неудавшейся санации "Советского" дыра в его балансе выросла с 7,5 млрд рублей на октябрь 2015 года до 27 млрд рублей.
Почетное место в реестре
Между тем, как минувшим летом сообщали в Агентстве страхования вкладов (АСВ), объем проблемных активов "Советского" сегодня составляет более 35 млрд рублей. Помимо уже упомянутых 19 млрд в "дыру", похоже, попали также купленные на 3,5 млрд рублей облигации Татфондбанка, а также кредиты другой "дочке" банка–санатора — Интехбанку.
В реестре кредиторов Татфондбанка, который был закрыт 31 июля 2017 года, "Советский" оказался крупнейшим кредитором третьей очереди после АСВ. Всего в третьей очереди 5,3 тыс. юрлиц с требованиями почти на 70 млрд рублей. Еще 11 тыс. вкладчиков–физлиц с требованиями на 70 млрд рублей составляют первую очередь реестра.
В АСВ оперативно не ответили на запрос "ДП" о том, хватит ли Татфондбанку активов, чтобы расплатиться по обязательствам. Случаи, когда активов не хватает, не такая уж редкость: только в Петербурге среди десятка банков–банкротов мы нашли всего два случая полного погашения требований кредиторов кредитных организаций.
Неизвестна пока и судьба "Советского": найти инвестора, готового заткнуть финансовую дыру, — задача едва ли выполнимая. В пресс–службе банка оставили вопросы "ДП" без комментариев.
Нормальная практика
Межбанковские кредиты санируемых банков в пользу банков–санаторов были обычной практикой при старой схеме оздоровления кредитных организаций.
Так, Балтийский банк выдал своему санатору Альфа–Банку 46 млрд рублей почти сразу, как только получил их от государства, — уже в октябре 2014 года. С тех пор сумма выданных межбанковских кредитов у "Балтийского" колебалась в диапазоне 29–52 млрд рублей.
Балтинвестбанк тоже выдал своему санатору Абсолют Банку 14,2 млрд рублей вскоре после получения госпомощи. Впоследствии он регулярно предоставлял МБК в размере 8–13 млрд рублей, но с февраля 2017 года резко пересмотрел кредитную политику и снизил объем выданных МБК до уровня 1,3–1,2 млрд рублей.
И только банк "Таврический" выделяется из общего ряда: его санатор банк МФК больше года не позволял себе никаких вольностей с госденьгами (он получил на санацию 28 млрд рублей) и лишь с лета 2016 года начал выводить на рынок МБК средства в объеме от 1,5 млрд до 4,6 млрд рублей.