Дальневосточная суперверфь "Звезда" переманивает специалистов с Северной верфи, которая, пребывая в затруднительном положении, уже сократила 242 человека.
В августе (входит в АО "Объединенная судостроительная корпорация", ОСК) покинул главный инженер завода Юрий Таратонов. Теперь он занимает аналогичную должность на строящейся на Дальнем Востоке суперверфи "Звезда", которой с осени 2016–го руководит Сергей Целуйко, бывший главный строитель судов снабжения на Северной верфи. По его приглашению с петербургской верфи на Дальний Восток перебрался и главный строитель корветов Александр Уляшев. "Северная верфь стала донором для "Звезды". Таратонов — это очень уважаемая фигура в судостроении. За ним потянутся люди", — высказал мнение один из судостроителей.
Игорь Пономарев, возглавивший Северную верфь в феврале 2017–го, а ранее командовавший на калининградском "Янтаре", компенсирует отток квалифицированного руководящего состава специалистами с "Янтаря" — калининградец Дмитрий Ермаков стал первым заместителем директора, а Игорь Зубаков — главным инженером.
Оптимизация кадров
В начале сентября в соцсетях появилась информация, что якобы условия труда на Северной верфи стали хуже и работники начали покидать верфь. О необходимости антикризисных мер, в частности оптимизации численности персонала и расходов, Игорь Пономарев заявлял еще в марте, после вступления в должность. В результате Северная верфь уже сократила 242 сотрудника из 4034 человек, работавших на заводе на начало 2017 года.
"По решению совета директоров Северной верфи сбалансирована штатная численность персонала — она уменьшилась примерно на 6%, адаптировавшись под существующую загрузку предприятия", — пояснили на предприятии.
По мнению Александра Соловьева, директора Выборгского судостроительного завода (ВСЗ, тоже входит в ОСК), нет ничего удивительного в том, что люди могут быть недовольны. "Игорь Пономарев — опытный и требовательный директор, он будет наводить порядок, а это зачастую людям не очень нравится. В этом я убедился на собственном опыте, когда начал бороться с опозданиями, ранними уходами на обед. На Северной верфи непростая ситуация, и, считаю, другого выхода, кроме как навести порядок на предприятии, у менеджмента нет", — говорит Соловьев.
"Обычно оборонные предприятия стараются сохранить людей, чтобы оперативно нарастить выпуск по гособоронзаказу. А те, кто нарушает эту традицию, сталкиваются потом с трудностями. Есть примеры, когда предприятиям требуются годы, чтобы восстановить квалифицированный кадровый состав", — предупреждает начальник аналитического отдела ЗАО "ИК ЛМС" Дмитрий Кумановский.
Рыбные перспективы
Пока антикризисные меры не приводят к положительному финансовому результату. За первое полугодие 2017 года верфь получила чистый убыток 448 млн рублей против прибыли 1,5 млрд за аналогичный период 2016 года. А выручка верфи за тот же период сократилась на 33%, до 6,5 млрд рублей. При этом себестоимость продукции удалось снизить только на 13%, до 6,8 млрд рублей. "За время, прошедшее с назначения Игоря Пономарева, реформирована структура предприятия, сокращаются административные расходы, упрощена система внутреннего документооборота для ускорения процесса заключения договоров с поставщиками. В августе впервые с начала года выполнен производственный план", — перечисляют достижения на Северной верфи.
В сентябре Северная верфь рефинансировала крупный кредит Сбербанка, который должна была, но, весьма вероятно, не смогла бы погасить в этом году. "Кредит пролонгирован еще на несколько лет с понижением процентной ставки", — пояснили на предприятии. Возможно, главная проблема верфи в том, что ее портфель заказов не пополнялся с октября 2016 года, когда на ней заложили корвет "Дерзкий" проекта 20386.
Владимир Тряпичников, начальник управления кораблестроения ВМФ РФ, ранее заявлял "ДП", что в этом году на Северной верфи новые корабли закладывать не будут.
Как уже писал "ДП", верфь может получить крупный заказ от Русской рыбопромысловой компании, больше 40% паев которой контролирует Глеб Франк (сын Сергея Франка, главы крупнейшей в РФ судоходной компании "Совкомфлот"). Она объявила тендер на строительство семи траулеров. Сумма контракта, по оценкам экспертов, составит 44,6 млрд.
Северная верфь сделала второе по привлекательности предложение после предложения ВСЗ. Некоторые эксперты рынка полагают, что контракт на траулеры получит именно Северная верфь, так как ей новые заказы нужнее, считают в ОСК, а у ВСЗ и без того солидный портфель заказов — 58,9 млрд рублей.