В регламент петербургского Горизбиркома внесено несколько существенных изменений, которые лишили председателя выборного органа Виктора Панкевича многих полномочий.
Председатель Горизбиркома Виктор Панкевич остался без значительного количества полномочий, которые у него забрало большинство членов комиссии на заседании в четверг, 14 сентября. Явно не готовый к защите, председатель с грустью наблюдал, как из него делают номинальную фигуру, которая ничего не может, но за все отвечает.
Согласно поправкам в регламент ГИК, принятым на заседании, председатель теперь не может единолично много чего. Давать поручения членам комиссии с правом решающего голоса; определять направления их деятельности; утверждать повестку заседаний; вносить проекты решений без предварительного рассмотрения на редакционной группе; утверждать состав этой редакционной группы. Все это отныне будет делать комиссия коллегиально, то есть большинством голосов.
Председатель теперь не может не то что принять решение об обращении в суд без одобрения членов Горизбиркома — даже аппаратом он управлять полноценно не будет. Утверждать положение о структурных подразделениях аппарата, количество и перечень должностей в штате будет ГИК. Конкурсная комиссия по набору сотрудников на замещение вакантных должностей теперь формируется решением членов ГИКа, а возглавляет ее заместитель председателя Алла Егорова. Она же займется координацией работы юридического управления и пресс-службы. Секретарю Марине Ждановой поручили заниматься организационным управлением и центром ГАС "Выборы".
Самое главное, что теперь председатель Горизбиркома не может распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Теперь все только на основании сметы, утвержденной комиссией.
"Да вы же меня всех полномочий лишаете!" — не сдержался Виктор Панкевич, который после принятия этого решения превратился из полноправного главы Горизбиркома в номинальную фигуру. Он пытался вразумить коллег, объяснив, что с него спрашивают за любые ошибки, но при этом организовывать работу он, оказывается, права не имеет. Его доводы были логичны, но поддержки не вызвали. Защитить председателя пытался юрист Олег Зацепа, выдвинутый в Горизбирком по квоте Смольного, но максимум, что он смог, — набрать шесть голосов в поддержку при необходимых восьми. Фактически единственную поблажку Виктор Панкевич получил благодаря коммунистам: председатель имеет право первым вносить предложение. Это, конечно, красиво, но ничего не значит.
По мнению источников в Законодательном собрании, это стало результатом конфликта Виктора Панкевича и спикера Вячеслава Макарова. Пока Панкевич, рассказывают информированные собеседники, был в отпуске, Горизбирком включил в состав ИКМО "Озеро Долгое" протеже спикера, оставив "за бортом" представителей, рекомендованных главой Приморского района Николаем Цедом. Вернувшись из отпуска, Виктор Панкевич наказал заместителей, лишив их премии.
Конечно, формально сам спикер никакого отношения к решению не имеет. Но за лишение полномочий председателя выступили как раз те члены Горизбиркома, которые считаются представителями команды Вячеслава Макарова: Марина Жданова, Алла Егорова, Людмила Боричева, Наргис Ахадова (все так или иначе работали вместе либо со спикером, либо с главой фракции "Единой России" Александром Тетердинко), Дмитрий Краснянский (которого в состав ГИК продвинуло ЗС). Поддержал предложение Николай Левшин от КПРФ, который лоялен нынешнему спикеру. Подготовил изменения в регламент Алексей Березин, выдвинутый от Партии роста. Он работал на кампании Оксаны Дмитриевой и Максима Резника, которые находятся в неплохих отношениях со спикером петербургского парламента.
Теперь Виктор Панкевич теоретически может не ходить на работу: комиссия все решит коллегиально без него.