Создатель онлайн–сервиса "Мое здоровье" Эрик Бровко (28 лет) мечтает изменить культуру здравоохранения и приучить петербуржцев заниматься профилактикой, а не лечением заболеваний. Инвестиции в стартап составили 13 млн рублей: через 3 года оборот этой компании может составить 600 млн рублей в год.
Сервис "Мое здоровье" развивает идеи цифровой медицины и позволяет следить за здоровьем своей семьи с помощью Интернета. На его разработку ушло 1,5 года и 13 млн рублей. Часть инвестиций (2 млн рублей) — грант фонда Бортника. Остальные — прибыль основной компании создателя сервиса. Он уже работает в Петербурге и к концу 2018 года запустится в 11 регионах России.
Музыка и экстрим
Петербургский предприниматель Эрик Бровко, сын известного композитора Валерия Бровко, экс–гитариста группы "Поющие гитары", свои первые деньги заработал в третьем классе. Он, как и отец, с детства увлекался музыкой и вместе со школьными друзьями придумал и записал свои песни на кассету, оформил обложку, "как у настоящей группы", и продал 100 копий "альбома".
Позже, уже в 18 лет, Эрик, увлекшись экстремальным спортом, запустил интернет–магазин X stuff для любителей катания на BMX–велосипедах. "Идти в e–commerce в 2005 году было слишком рано. В итоге мы закрылись", — рассказывает Эрик. После неудачного старта он устроился на Кировский завод (работал на станке), а потом в фирму, торгующую сноубордами. "На этом моя карьера закончилась, — шутит Бровко. — После я никогда не работал наемным сотрудником". В 2008 году предприниматель вместе с друзьями снова занялся BMX. На этот раз ставка была сделана на офлайновый магазин. Стартовый капитал составил 800 тыс. рублей. Деньгами помогли родители одного из партнеров предпринимателя. Магазин просуществовал 2 года. "Это было непросто: мы ошиблись с рынком, сталкивались с постоянными кассовыми разрывами", — вспоминает Эрик.
Бар и купоны
Следующая попытка была успешнее: бар на берегу Финского залива, открытый в 2010 году, принес предпринимателю и его подруге–бармену 600 тыс. рублей за сезон. "Я научился операционному менеджменту и понял, что без таких важных деталей, как логистика, поставщики, тайм–менеджмент, механизм просто не сможет работать", — рассказывает Эрик. В конце 2010 года предприниматель переехал в Москву, чтобы развивать там информационно–рекламную сеть терминалов "Банк скидок". Терминалы стояли в крупных ТЦ и выдавали скидочные купоны на товары в этом ТЦ.
Идея была не нова: подобным сервисом в Петербурге занимался супруг сестры. На запуск сети в Москве ушло 5 млн рублей: Эрик смог найти среди знакомых частного инвестора, поверившего в прибыльность дела. "В команде было восемь человек, 25 арендованных точек под терминалы в ТЦ, еще 100 подключенных к системе терминалов Kiwi, я постоянно вел переговоры с крупными компаниями", — вспоминает Эрик. Несмотря на то что стартап провалился через полгода, юноша смог создать большую базу из потенциальных партнеров и клиентов, которой пользуется до сих пор.
Реклама и медицина
Чтобы отдать долг, Эрик открыл небольшое рекламное агентство. Во время работы над "Банком скидок" предприниматель познакомился с представителями МТС и, уже будучи владельцем агентства, стал участником тендера на создание корпоративного журнала для сотового оператора. Тендер на 17 млн рублей выиграла другая компания. Однако Эрик смог подружиться с ее владельцем Дмитрием Ставровским и впоследствии даже стал управляющим партнером с долевым участием в группе компаний 4look. Сейчас Эрику принадлежит несколько юрлиц, работающих под тем же брендом.
Из–за болезни отца Эрик в 2013 году вынужден был вернуться в Петербург. "Я плотно погрузился в проблемы системы здравоохранения: там потеряли анализы, в другом месте нет записи к врачу через Интернет. Тогда я понял: надо что–то менять", — рассказывает бизнесмен. Так родилась идея онлайн–сервиса "Мое здоровье" — главного проекта Эрика на сегодня.
Сейчас на портале можно записаться к врачу в поликлинику (система интегрирована с региональной информационной системой здравоохранения), в конце осени можно будет получить рекомендации по сдаче анализов и посещению врача исходя из пола, возраста, привычек, наследственности и профессии пользователя.
"Мы создаем систему персональной профилактики заболеваний, которая интегрирована с государственными медицинскими учреждениями. Наша миссия — изменить культуру здравоохранения в стране", — объясняет Эрик.
Посещаемость 200 тыс. человек ежемесячно позволит компании через 3 года выйти на выручку 400–600 млн рублей в год за счет продаж профильной рекламы и онлайн–продуктов страховых компаний. "Идея проекта мне очень симпатична, я и сам бы стал ее пользователем, но в текущем состоянии неочевидно, как именно проект будет зарабатывать в будущем", — говорит Вячеслав Макович, сооснователь инвестиционной компании AAA Trust.