Клуб на 50 млрд. Как футбольный пузырь под названием "Арарат" едва не лопнул

Автор фото: ФК "Арарат"

 

С такой помпой надутый этим летом футбольный пузырь под названием "Арарат" (Москва) неожиданно не только не лопнул, но даже продолжает лидировать в зоне "Центр" второй лиги, претендуя на выход в ФНЛ. А ведь еще в начале сентября учредитель и президент "Арарата" Валерий Оганесян снял со счета клуба 20 млн рублей и скрылся за границей, а главный тренер команды Александр Григорян объявил, что "Арарат" прекратит существование после 8 сентября.
Комментарии болельщиков, журналистов, футбольных специалистов сводились в основном к фразе "мы так и знали". Кто–то вспоминал московский "Асмарал", основанный иракским бизнесменом Хусамом Аль–Халиди (название клуба образовано из первых слогов имен детей владельца — Асиль, Мариам и Алан), другие помнили бесславное падение сочинской "Жемчужины" с ее скандальной рекламной кампанией ("Мы отказались от Бекхэма"). Но "Арарат" выделялся даже на фоне тех шумных проектов. И не только благодаря амбициозным целям (за 2 года выйти в Премьер–лигу). Подписание контрактов с несколькими известными футболистами сразу привлекло внимание СМИ к "Арарату". Ведь в ПФЛ — третьей по силе футбольной лиге — теперь выступают бывшие звезды сборной России, поигравшие в сильных европейских клубах: Роман Павлюченко и Марат Измайлов, имеющий опыт игры за сборную Алексей Ребко, считавшийся кандидатом в главную команду Игорь Лебеденко, сыгравший за вторую сборную Сергей Давыдов.
И конечно, дерзкая идея армянского клуба в Москве — даже название позаимствовано у главного армянского клуба — ереванского "Арарата". Сама идея появилась у футбольного агента Валерия Оганесяна в Аргентине, где он рыскал в поиске дешевых игроков для российского чемпионата. Местные армяне привели его на матч команды армянской диаспоры "Депортиво Арменио". Три тысячи аргентинских армян пели на стадионе песни, ели шашлыки и болели за свою команду. Почему бы не создать такой очаг армянской культуры в Москве?
От идеи до ее реализации прошло 6 лет. Оганесян все–таки сделал то, что задумал: был создан клуб "Арарат" (Москва). Хотя у команды не было ни базы, ни стадиона — все приходилось брать в аренду, но профессиональная лицензия на выступление во второй лиге была получена, были найдены спонсоры, готовые вложиться в команду. В команде появились опытные футболисты, а вскоре и тренер Александр Григорян, успевший поработать с "Анжи".
Но бюджет клуба зависел от спонсоров, а привлекавший деньги представителей армянской диаспоры основатель Lifenews Арам Габрелянов стал больше интересоваться футболом, чем медиабизнесом, в котором у него в последнее время дела не столь успешны, как он объявлял несколько лет назад. И 31 августа основатель и президент клуба Оганесян, сняв со счета клуба 20 млн рублей, скрылся. Именно в этот момент главный тренер объявил, что проект будет закрыт.
Спасение пришло буквально на следующий день после объявленной смерти. 9 сентября Арам Габрелянов объявил о том, что становится единственным владельцем клуба. Ему удалось найти богатых спонсоров для "Арарата", основное финансирование осуществляют владелец группы "Ташир" Самвел Карапетян и совладелец группы "Авилон" Камо Авагумян.
Судя по тому, что бывший президент повинился, а новый руководитель к нему претензий не имеет, выведенные деньги Оганесян вынужден был вернуть, а за свои резкие слова, сказанные в интервью "Матч ТВ", ему пришлось извиниться. Главный тренер, которому досталось в том интервью (оно, кстати, было удалено с сайта канала сразу же после публикации), на пресс–конференции после объявленного им "последнего матча" команды был в приподнятом настроении: "Вы согласны со мной в том, что с нами, армянами, не скучно? Думаю, что даже игроки наши после всех этих новостей потеряли по три килограмма на нервной почве. Самый веселый из нас (Григорян имеет в виду Оганесяна) дал интервью на всю жизнь. Но меня удовлетворило его последнее заявление, где он ответил на все вопросы". Впрочем, любитель эффектных PR–ходов Александр Григорян не смог удержаться, чтобы не ответить бывшему президенту "Арарата": "Тихо вяжется стишок, / Море лижет сушу . / Дети какают в горшок, / А большие — в душу".
Но это уже в прошлом. Арам Габрелянов объявил бюджет клуба — 150–180 млн рублей. С таким бюджетом "Арарат" вполне способен выйти в ФНЛ и закрепиться во втором по силе дивизионе. Впрочем, перед клубом стоит задача — выйти в Премьер–лигу. Там же с таким финансированием делать, конечно, нечего. Поэтому в ФНЛ бюджет клуба будет увеличен до 600–700 млн рублей. Кроме того, у находчивого медиаменеджера есть и свои идеи — "народное" IPO. "Модель будет такая: кто–то будет богатый акционер, который купит крупный пакет, кто–то купит одну акцию, — заявил Габрелянов. — Одна акция будет стоить 5 тыс. рублей, при этом мы будем выпускать 10 млн акций. Будет создан сайт, на нем будут опубликованы все фамилии совладельцев клуба. Если все пойдет, как мы задумали, в дальнейшем владельцы смогут и продавать свои акции, и увеличивать долю".
Арам Ашотович пообещал и сам приобрести пакет акций клуба. Похвастался: "Запланировал купить где–то на 300 млн рублей". Но где же взять столько других акционеров? "Арарат" сейчас тоже потихоньку становится не только армянским клубом — он такой, московский. В Москве официально зарегистрировано где–то 300–400 тыс. армянских семей, и где–то 40% семей связаны с русскими — жены русские или мужья русские. Это аудитория, которая будет болеть за "Арарат", — считает Габрелянов. 10 млн акций по 5 тыс. рублей — это 50 млрд рублей. Большому кораблю — большое плавание.