Владельцы "Улыбки радуги" покупают контролирующий пакет в казанской сети дрогери "Альпари". Сделка будет закрыта до конца сентября
Как сообщил Дмитрий Костыгин, совладелец "Улыбки радуги", она находится в процессе объединения с сетью из 270 магазинов косметики "Альпари". "Это будет объединение с последующей возможностью расширения пакета до 100%, подробности по долям я не готов сказать", — говорит Дмитрий Костыгин. Сейчас сделка в завершающей стадии, как ожидается, закрыта она будет в сентябре.
Улыбка станет шире
По данным СПАРК, в число совладельцев основного юрлица сети "Альпари" — ООО "Авиа-кос", которым раньше единолично владел казанский предприниматель Дмитрий Блохин, 24 августа вошло ООО "Северное" с долей 51%. Это юрлицо принадлежит гендиректору и сооснователю "Улыбки радуги" Андрею Трубицину (85%) и АО ТД "Эра" (головная компания сети "Улыбка радуги"). В то же время Андрею Трубицину перешел 51% в ряде других юрлиц сети ("Альпари-Волга", "Альпари-Кама", "Альпари-Уфа" и др.).
"Сумму сделки не разглашаем, могу сказать, что она была взаимовыгодная для обеих сторон", — отметил Дмитрий Костыгин. Источник финансирования сделки — собственные средства "Улыбки радуги", на ней практически нет кредитов, подчеркнул Костыгин. Связаться с Дмитрием Блохиным не удалось.
По оценке Infoline, стоимость "Альпари" как актива варьируется от 1 млрд до 2 млрд рублей, в зависимости от рентабельности магазинов. Однако сумму сделки аналитики оценить затруднились из-за сложности схемы.
Сеть "Улыбка радуги", по собственным данным, на конец августа насчитывала 500 магазинов. Ранее компания заявляла о намерении до 2020 года довести сеть до 1 тыс. торговых точек, вложив 1,5 млрд рублей. На вопрос, для чего "Улыбке радуги" еще одна сеть, Дмитрий Костыгин ответил: "Жизнь — это экспансия". Также он напомнил, что заинтересован в развитии в столице: у "Улыбки радуги" и у "Альпари" по 40 магазинов в Москве, в сумме это даст хорошие позиции.
Оборот сети "Улыбка радуги" в 2016 году вырос на 20,8%, до 18 млрд рублей, по данным INFOLine Retail Russia TOP. Владельцы компании Дмитрий Костыгин и Август Мейер (51%) и основатели (49%), в том числе Андрей Трубицин.
Покупать будут чаще
География присутствия "Альпари" — центральный регион: от Поволжья до Урала. В прошлом году компания Дмитрия Блохина купила московские сети "Ситимаркет" и "Бьюти маркет". На рынке казанского предпринимателя характеризуют как грамотного управленца.
По данным Infoline, сеть "Альпари" выросла с 191 объекта в 2015 году до 261 в 2016 году, торговая площадь — с 24,8 тыс. м2 до 33,9 тыс. м2. Оборот ООО "Авиа-кос", по данным СПАРК, в прошлом году составил 3 млрд рублей, чистая прибыль — 10,8 млн рублей, оборот ООО "Бьюти маркет" — 1,2 млрд рублей, убыток — 135 млн рублей.
По итогам прошлого года объем российского рынка косметики и парфюмерии составил 630 млрд рублей и в денежном выражении вырос на 5%, подсчитали специалисты ИК "ФИНАМ". Даже после закрытия сделки позиции "Улыбки радуги" почти не изменятся — первое место в стране с большим отрывом занимает сеть "Магнит Косметик". Для сравнения, оборот "Альпари" и "Улыбки радуги" в 2016 году в сумме составляет около 22 млрд рублей, а "Магнит Косметик" — 40,1 млрд рублей (по данным Infoline).
Как ожидают участники рынка, количество сделок на рынке дрогери увеличится в ближайшие полгода. "Мы открыты для сделок по слияниям и поглощениям и всегда рассматриваем возможные варианты, но о конкретных сделках говорить нельзя", — говорит генеральный директор торговой сети "Спектр" Андрей Мельников.
“
Очевидно, что сделки по слияниям и поглощениям предполагают усиление конкуренции. Однако если говорить о нишевых брендах, то у них своя конкурентная среда. Я думаю, что на нас, компанию Lush, это слияние не повлияет. Мы покупку других сетей не рассматриваем, так как действуем в рамках бренда со своей собственной розничной сетью.
Что касается рынка Татарстана, то по нашим наблюдениям, основанным на сравнительных данных по среднему чеку в магазинах сети, покупательная способность там средняя, даже несколько ниже, чем средняя.
Дмитрий Азаров
генеральный директор и совладелец "Лаш Раша" (Lush Russia)
“
Благодаря сделке "Улыбка радуги" без ущерба для себя получит новый регион присутствия, а также усилит позиции в Москве. Если это все–таки партнерство, совместное управление, то "Альпари", в свою очередь, получает доступ к современным технологиям, сформированной программе лояльности и, разумеется, закупкам "Улыбки радуги".
С другой стороны, сложную схему с покупкой пакетов Дмитрий Костыгин и другие акционеры могли использовать, чтобы защитить свои риски. В течение года можно сделать выводы о финансовой эффективности и рентабельности торговой сети и решить, есть ли смысл покупать компанию целиком.
В любом случае сейчас благоприятный момент для сделок M&A на розничном рынке, а объединение двух сетей позволяет рассчитывать на ускорение роста их оборота.
Иван Федяков
генеральный директор INFOLine