Аудитория популярных youtube–каналов порой уже превышает количество телезрителей. Все активнее разговоры про первую посттелевизионную эпоху. "ДП" попытался разобраться в феномене видеоблогерства. А заодно составил список советов для блогеров–предпринимателей.
О видеоблогерах заговорили все. Видеоблогеры в топе "Яндекс.Новостей". У видеоблогеров берут интервью глянцевые журналы. Видеоблогеров судят за оскорбление чувств верующих и заводят уголовные дела о клевете. Видеоблогеры фигурируют в итоговой воскресной программе Дмитрия Киселева. Что само по себе комично в контексте разговоров о том, что Интернет победил телевизор. По гамбургскому счету телевизор все равно победил с большим отрывом. Телевизор выступает как способ легитимации Интернета: что показали по центральным каналам, то и существует в действительности. Знали бы мы с вами, взрослые люди, о существовании видеоблогера Ивангая, который публично дурачится на многомиллионную аудиторию, если бы его нам не предъявили одно за другим традиционные СМИ?
Что такое видеоблог? Всего лишь еще один канал трансляции образа, ассоциированного с определенными ценностями, аргументами, стилем публичной речи. Ничего нового за последнее время с самим форматом не произошло. Но смена поколений разделила Youtube на отцов и детей, живущих в непересекающихся виртуальных пространствах.
Отцы: новые Цицероны
Взрослые видеоблогеры, для которых блогерство не является основной профессией, ищут в Интернете свободу от формата. Никаких барьеров между оратором и аудиторией. Никакой цензуры, никакого редактирования, никакого темника. И никакого жесткого хронометража. Хочешь 40 минут несмешно шутить про оппонента — шути. Хочешь предъявить фамильный рецепт консервированных огурцов — пожалуйста. Хочешь сказать: "Тьфу на тебя, Алексей Навальный", — скажи. Жанр баттла, взятый на вооружение начинающим видеоблогером Алишером Усмановым, выглядел в ролике, обращенном к Алексею Навальному, так странно, что публика обсуждала только странности, не вникая в содержание.
Youtube–аналитики по большей части предпочитают жанр говорящей головы, редко задумываясь о том, чтобы как–то разбавить видеоряд. Их аудитория тоже чаще всего гонится за отсутствием цензуры, которое представляется высшим благом. Что небесспорно. Иногда, посмотрев ролик в разделе "этого не покажут на ТВ", думаешь: вот и хорошо, что не покажут. И совсем не надо было это трепетно хранить и выставлять напоказ. Но, конечно, порог критичности по отношению к собственному выстраданному, пусть и несовершенному, высказыванию сильно меняется, тем более что Интернет все стерпит.
Так или иначе человек, записывающий глубокомысленное видео о судьбах родины или коррупционных скандалах, перед камерой предстает отчасти беззащитным, как будто лишенным того панциря, который навешивает на него та же самая камера, включенная в студии телеканала. Он вдруг оказывается в положении античного оратора, который должен произвести впечатление на толпу всей своей личностью.
Передовым видеоблогером России был когда–то Дмитрий Анатольевич Медведев, но он и без видеоблога был прекрасно известен всей стране, так что сложно предположить, что своей популярностью экс–президент обязан именно видеоблогу или, еще лучше, своим сериям любительских фотографий, сделанных лейкой и размещенных в "Инстаграме". На первых местах в топах просмотров уже давно — молодые люди, производящие странный видеопродукт, который хочется назвать фрик–шоу и который вызывает один вопрос: почему они это смотрят? Почему миллионы людей тратят миллиарды часов на эти странные доморощенные ролики?
Дети: глобальная деревня
В 2008 году Дмитрий Анатольевич Медведев только начинал свою карьеру видеоблогера, тогда же 15–летняя Катя Клэп стала вести развлекательный видеоблог, на который в 2017 году были подписаны почти 6 млн человек. Видеоблогеры–миллионники, опередившие по числу подписчиков Дмитрия Анатольевича, — это подростки для подростков: сбивчивая непрофессиональная речь, общая незамутненность сознания, коротенькие мысли и региональные говоры. Портрет поколения. Раньше мы их хотя бы не видели в таком количестве, теперь спасения нет. В целом, наверное, платформа Youtube воспроизводит траекторию взлета платформы livejournal в России. Но, помнится, ЖЖ монетизировался несколько хуже, чем Youtube, да и в принципе был текстовой, а стало быть — значительно более интеллектуализированной средой общения.
Youtube по большей части — это мир тинейджеров, и человеку с традиционалистским текстовым мышлением, которому страшно потратить минуту своего драгоценного времени на просмотр видеоролика, там делать нечего, тем более что звезды засоряют эфир 30–40–минутными высказываниями. Они живут в глобальной деревне, где все друг друга знают и друг с другом общаются, то вступая в конфликт, то объединяясь для какого–то проекта, они производят кубометры словесной руды и органично вписываются в эту современную публичную приватность, изо всех сил добиваясь внимания к себе.
Это сфера фатической коммуникации, не преследующей никакой цели, кроме установления и поддержания контакта с себе подобными. Так они общаются в жизни, они переносят этот стиль на Youtube, чтобы расширить круг. Поэтому любоваться на очередную Катю Спилберг дольше нескольких секунд можно только от большой любви к чистому искусству общения. Ровно то же самое можно сказать о бесконечно затянутых интервью видеоблогера Дудя, который с легкостью дискредитирует сам жанр интервью–беседы, превращая его в жанр интервью "ля–ля со знаменитостью на короткой ноге".
Революция? Разве что потребительская
Ничего нового, конечно, во всей этой youtube–культуре нет. Еще Грибоедов массово плодил мемасики — карету мне, карету — и все такое прочее. Античная риторика знает множество примеров публичной критики оппонента в его отсутствие, а уж баттлы — это как есть древнегреческий агон. Просто в античные времена нужно было выйти на площадь, а сейчас — в Интернет. И весь мир — у твоих ног. Мы вернулись к хорошо забытой практике, когда только публика присуждала победу в споре. Когда не было миллиарда этапов профессиональной экспертизы и обработки публичного выступления. Когда каждый представал перед публикой таким, какой он есть. Именно это и подкупает в новой публичности. Отсутствие рамок, полная свобода, отсутствие формата. Когда ты осознаешь: в телевизор с этим не пустят, в газету не хочется, а в привычном круге знакомых уже тесновато.
Казалось бы, революция в умах близка. Но содержание самых популярных видеоблогов сугубо развлекательное, песни и пляски, специфический юмор, немножко путешествий и любимой косметики. Работа мысли тут не предполагается, и развлекательный контент всегда привлечет больше зрителей, чем политическая или бизнес–аналитика. Так сами блогеры становятся заложниками своего имиджа.
Видеоблогер Бесогон (он же Никита Михалков) в феврале этого года крайне резко высказался в адрес золотой ютьюб–молодежи, обвиняя ее в бездуховности и опасном потенциале воздействия на поклонников. Пока, правда, воздействие ограничивается коммерческой рекламой, которая позволяет тем, кто вписался в ожидания своей публики, зарабатывать на рекламных контрактах. Застройщики, производители разнообразных продуктов, автосалоны, бутики и даже Сбербанк с какой–то феерической карточкой специально для молодежи — вот кто пока становится инженерами потребительского поведения молодой аудитории.
Производство смыслов
Без паники. Этого делать не нужно. Догнать и обыграть кривляющихся тинейджеров на их поле не выйдет. Для видеоблогов, так или иначе связанных с бизнесом, остается другая ниша — производство смыслов. Качественного контента для вменяемой публики в русскоязычном youtube не слишком много, значительно меньше, чем в западном сегменте. Развлекательные ролики всегда побеждают, и тем не менее отдельные говорящие головы с условно осмысленными видеоблогами все–таки привлекают сотни тысяч подписчиков.
Видеоблоги, связанные с бизнесом и бизнесменами, преследуют свои цели и собирают свою аудиторию, предположительно — более качественную, чем миллионы подростков. Наиболее часто встречаются следующие модели видеоблога
1. Бизнесмен, добившийся определенного статуса, начинает задумываться о нематериальных ценностях и результаты этих размышлений с детской непосредственностью выставляет в общий доступ в формате проповеди. Такое интернет–учительствование повышает личную узнаваемость, внушает доверие партнерам по бизнесу, а также повышает самооценку. Увы, мало кому удается преодолеть банальность, хотя сетевые поклонники этого все равно не замечают.
2. Консалтинговые компании и бизнес–тренеры используют все средства, чтобы привлечь клиента. В ход идут глубокомысленные ролики о маркетинге или менеджменте, больше оставляющие вопросы, чем дающие ответы. Тут главное — продемонстрировать интеллектуальные возможности тренеров и подвести потенциального клиента к нужному решению.
3. Наиболее интересный шаг — создать b2b–медиа, которым является, например, канал "Бизнес–секреты с Олегом Тиньковым". Тиньков не только скандалит с видеоблогерами, но и сам, по сути, видеоблогер. Банкир, обсуждая с каждым гостем тонкости бизнеса, работает на свою личную репутацию и заодно на репутацию очередного своего проекта, поддерживая свой экстравагантный имидж. Таких проектов, конечно, много быть не может, и тем ценнее то, что есть. При этом у канала 236 тыс. подписчиков, что смешно по меркам тинейджеров–миллионеров.
Разумеется, рецепта популярного и успешного блога не существует, как не существует и универсального рецепта успешного бизнеса. Конечно, нужно уникальное содержание. Конечно, нужна харизма и определенные ораторские навыки, в частности способность импровизировать. Но все это не дает гарантии успеха. Удачный формат нащупывается интуитивно, получается это не всегда и не с первой попытки. Научиться эффективному блогерству нельзя, можно только попасть или не попасть в яблочко.
Антирекомендации / вредные советы
- Мечитесь от темы к теме, чтобы аудитория как можно скорее увидела всю многогранность вашей натуры, не пытайтесь ограничиться одной целью.
- Публикуйте новое видео неожиданно и нерегулярно, то пропадая на год, то бомбардируя аудиторию десятком видео в сутки.
- Готовьте выступление заранее, пытайтесь вспомнить текст в процессе записи, в паузах мычите.
- Экспериментируйте с формой подачи и продолжительностью роликов.
- Как можно точнее воспроизводите манеру подачи понравившегося вам блогера с большой аудиторией.
Автор: доцент Высшей школы экономики Анна Потсар