Ситибанк, дочерняя структура американской Citigroup, готовится к уходу с российского рынка, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на источники на банковском рынке. В рамках новой стратегии этот банк за 2 года закрыл в России половину подразделений и значительно сократил число клиентов (на 40%, до 600 тыс. человек, с 2014 года).
По словам источников издания, банк сознательно отказывается от работы с клиентами, относящимся к среднему классу, делая ставку на сегментах выше среднего и премиальном. "Ситибанк буквально создает условия для того, чтобы клиентам среднего класса стало некомфортно в нем обслуживаться. Банк за 2 года закрыл половину офисов, заметно сократил выпуск кредитных карт для массового сегмента", - рассказал собеседник газеты.
Также источники издания уверяют, что банк практически перестал выдавать новые кредиты, а указанный в отчетности рост кредитного портфеля (с начала 2016 года на 8%, до 50,3 млрд рублей) объясняется увеличением лимитов старым клиентам. При этом клиенты жалуются, что Ситибанк начал активно переводить всех в онлайн, даже не внедрив сервис перевода с карты на карту и ограничив время работы call-центра.
Опрошенные изданием эксперты считают, что сокращение финансового бизнеса Ситибанка направлено на то, чтобы при появлении необходимости быстро и безболезненно свернуть бизнес на территории РФ. По мнению партнера консалтинговой компании Bain and Company Егора Григоренко, Ситибанк может снижать операционные издержки на фоне высоких розничных рисков. Помимо этого, в случае усиления политической напряженности, введения новых санкций или появления других проблем банк сможет быстро свернуть бизнес в России.
В самом Ситибанке объясняют это переходом в цифровые каналы и расчисткой портфеля от пассивных клиентов. Так, глава дирекции по работе с частными клиентами Ситибанка Михаил Бернер объясняет сокращение числа клиентов расчисткой портфеля от неактивных счетов. Закрытие подразделений, по его словам, связано с тем, что банк активно развивает цифровые сервисы и подавляющее большинство клиентов уже не посещают офисы Ситибанка.
"Слухи о том, что Ситибанк готовится продать розничный портфель, не соответствуют действительности и являются спекуляцией. Мы работаем в стандартном режиме, выводим на рынок новые продукты и сервисы.С институциональными и корпоративными клиентами Ситибанк работает уже почти 25 лет, и мы являемся важным банком в российской банковской системе. Россия – один из ключевых рынков для Citi, где банк имеет высшие на страновом уровне рейтинги надежности", - отметил Бернер, подчеркнув, что "средний класс является нашимосновным сегментом – это около 80% наших клиентов".
Ситибанк на 100% принадлежит американской Citigroup. В России он работает c 2002 года. По итогам II квартала 2017 года российский Ситибанк занимал 19-е место по активам в рэнкинге Интерфакса. В рейтинге надежности российских банков, опубликованном в марте журналом Forbes, Ситибанк занял пятое место. По оценкам аналитика Fitch Сергея Попова, половина розничного портфеля банка приходится на кредитные карты (около 300 тыс. штук).