Аэропорт Пулково с января по август нарастил пассажиропоток на 24%, до 10,9 млн пассажиров. В планах компании увеличить число транзитных пассажиров за счет запуска специальной программы бронирования, которая задействует все авиакомпании.
Аэропорт Пулково запускает программу привлечения трансферных пассажиров — Self Connect. Пока доля транзитных пассажиров крайне низкая, не превышает 3% от общего пассажиропотока. По итогам 8 месяцев 2017 года аэропорт обслужил 10,9 млн пассажиров, что на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а в целом по итогам 2017-го ожидает 20%-ного роста (16 млн пассажиров). Для 97% пассажиров Петербург является финальным пунктом назначения или пунктом вылета. Увеличение количества трансферных пассажиров позволит Пулково увеличить пассажиропоток.
В большинстве аэропортов мира трансферный потенциал реализуется за счет базовых перевозчиков. В Пулково базовая авиакомпания — "Россия" — "дочка" "Аэрофлота", который не заинтересован в развитии трансферных перевозок через Пулково, поскольку сам хочет возить пассажиров через аэропорт Шереметьево, расположенный в относительной близости от Петербурга.
Оператор аэропорта Пулково — ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" в 2015 году запустило программу M2 для стыковки в Пулково рейсов разных авиакомпаний, не имеющих между собой соглашений. Здесь в роли посредника выступает Транспортная клиринговая палата (ТКП), с которой взаимодействуют авиакомпании. Аэропорт Пулково, выступая администратором проекта, запрашивает у авиакомпаний (одна из которых, летящая в Пулково, является доставляющим перевозчиком, а вторая, из Пулково, принимающим) специальные трансферные тарифы, регистрирует их в ТКП, затем они появляются в системе бронирования "Сирена-Трэвел". Пассажир при покупке билета в любом агентстве, работающем с "Сиреной", видит единую цену за весь маршрут и покупает трансферный билет по сквозному тарифу. Однако в этой программе участвуют лишь 15 авиакомпаний, в основном небольших.
Отличие программы Self Connect заключается в том, что для ее реализации не требуется соглашений с авиакомпаниями: IT-платформа, на базе которой работает программа, просто находит в GDS — глобальных системах бронирования (они предназначены для агентов, продающих билеты) — рейсы всех авиакомпаний в Пулково и из Пулково и оформляет билеты таким образом, чтобы пассажир успел пересесть. Каждая авиакомпания видит аэропорт Пулково как финальный и начальный пункт вылета, а не пересадочный; сквозных тарифов нет, а багаж пассажиру придется получать и снова сдавать.
Пассажир может и сейчас купить два билета разных авиакомпаний, самостоятельно организовав себе стыковку (отсюда и название Self Connect). Однако в этом случае он берет на себя риски потери этой стыковки: если первый рейс задерживается или отменяется, то можно опоздать на второй, что в большинстве случаев приведет к аннулированию всего билета без возврата средств. Однако при покупке тех же билетов через программу Self Connect аэропорт выступает гарантом стыковки, то есть при ее потере организует перелет в пункт назначения без доплат со стороны пассажира.
В ряде случаев такая схема позволит пассажиру сэкономить по сравнению со сквозными тарифами (скомпоновав дешевые билеты разных перевозчиков). Авиакомпании получают увеличение загрузки рейсов. Аэропорту же трансферные пассажиры интересны в том числе как источник неавиационных доходов: во время стыковки они посещают магазины и рестораны.
"Лучше всего потенциал развития трансферного пассажиропотока смогла бы подстегнуть полноценная базовая авиакомпания с хорошим разлетом, в том числе по городам Северо-Запада. Сейчас такого сильного игрока нет. Кроме того, нет рейсов на Дальний Восток, этот трафик сосредоточен в московском авиаузле. Self Connect, возможно, добавит еще один процентный пункт к доле трансферных пассажиров, но перспективнее был бы приход одной-двух авиакомпаний с хорошими маршрутными сетями", — говорит исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.