В Арбитраже разгорелся спор между ФНС и крупным подрядчиком "Метростроя" — "СМУ–11 Метрострой" из–за недоимки в 1 млрд рублей. Налоговики заблокировали счета компании,
На прошлой неделе суд удовлетворил ходатайство АО "СМУ–11 Метрострой" и приостановил действие двух требований инспекции ФНС России №10 по Петербургу на общую сумму 61,6 млн рублей, а также принятых на основе этих требований решений налоговой о заморозке операций по счетам налогоплательщика. А 2 неделями ранее, 13 сентября, суд приостановил аналогичное требование налоговой по другому иску "СМУ–11 Метрострой" — на 1,004 млрд рублей.
Основной довод налогоплательщика, учтенный судом, — что из–за заморозки счетов он не может выплачивать зарплату трудовому коллективу: задолженность по оплате труда на дату разбирательства составляла 32,5 млн рублей за июль и 34 млн рублей за август (в компании, по данным, представленным в суд, сейчас работает 555 человек). Кроме того, суд учел, что налогоплательщик сейчас занят строительством Фрунзенского радиуса метро от станции "Международная" до станции "Южная" и Лахтинско–Правобережной линии от "Спасской" до "Морского фасада". И любая незначительная приостановка работ, по словам юристов "СМУ–11 Метрострой", приведет к аварийной ситуации в тоннелях, осадке грунта, причем не где–нибудь, а под самым зданием Мариинского театра — в этом районе сейчас идет проходческий щит. Судья Алексей Терешенков удовлетворил обе просьбы.
Как рассказал источник, близкий к компании, после этого ей удалось сразу, уже в пятницу, погасить половину задолженности по зарплате, а сегодня планируется погасить и вторую половину.
Старые раны
Компания–ответчик, АО "СМУ–11 Метрострой" (оборот в 2016 году — 1,1 млрд рублей, чистый убыток — 16 млн, портфель заказов по строительству метро до 2019 года — 1,8 млрд), по данным СПАРК, принадлежит физлицам (реестр акционеров не раскрывается). Но ее гендиректор одновременно возглавляет и АО "СМУ №11 Метростроя", которое на 51% принадлежит петербургскому ПАО "Метрострой".
Налоговые претензии к компании основаны на результатах выездной проверки, которая проводилась в течение целого года — с июня 2014 по июнь 2015 года.
Проверялись правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в 2011–2013 годах.
После этой проверки и последовавшей за ней длительной переписки в декабре 2015 года инспекция приняла решение о привлечении компании к налоговой ответственности и доначислила ей 376 млн рублей налога на прибыль и 345 млн рублей НДС, а также 32 млн рублей штрафов и 250 млн рублей пеней.
АО "СМУ–11 Метрострой" оспорило санкции в арбитражном суде и дошло до кассации, где суд в начале лета 2017 года приостановил действие решения налоговой. Тогда инспекция в июле и августе 2017 года приняла официально "во исполнение" ранее вынесенных (и приостановленных судом) двух решений сразу шесть новых — о приостановке операций по счетам "налогонеплательщика".
"Мы наблюдаем за развитием этой ситуации и будем делать все от нас зависящее, чтобы ситуация разрешилась без потерь для кадрового состава и без ущерба для строительства объектов, в котором задействовано в данный момент СМУ–11", — прокомментировали развитие конфликта в ПАО "Метрострой".
Скоростное банкротство
Не дожидаясь, пока суд примет решение по первому иску компании, МИФНС №10 в июне 2017 года подала заявление о ее банкротстве. В возбужденное по этому иску банкротное дело сразу вступил другой кредитор — АО "Главпетербургстрой".
"Впрочем, буквально на днях, на прошлой неделе, представители УФНС по Петербургу вышли на руководство СМУ–11 и начали конструктивный диалог, — говорит источник, близкий к компании. — Это позволяет надеяться на мировое соглашение".
Если мировое действительно будет заключено, то это станет хорошим прецедентом, отмечают участники юридического рынка: до сих пор все налоговые споры в Петербурге прекращались только в случае полного погашения недоимки.
“
Мы в курсе судебных разбирательств, которые касаются подрядной организации "СМУ–11 Метрострой". По возможности мы, как генподрядчик, стараемся ее поддержать. Сегодня эта компания задействована на строительстве объектов Фрунзенского радиуса и Лахтинско–Правобережной линии петербургского метро. В частности, СМУ–11 ведет проходку одного из перегонных тоннелей от станции "Театральная" в сторону станции "Горный институт". Критичность ситуации в том, что из–за проблем с налоговыми органами коллектив СМУ–11, за плечами которого 45 лет безупречной работы и участие в строительстве самых сложных объектов, получает зарплату с задержками.
Екатерина Гигиняк
начальник пресс–службы ПАО "Метрострой"
“
Раньше у налоговых консультантов была главная стратегия — "выстраивание стен". Но теперь налоговые органы больше не бьются в эти стены: они просто идут к контрагентам и получают от них все необходимые сведения о налогоплательщике. По сути это приводит ситуацию к тому, что налогоплательщик должен отвечать за действия контрагентов своих контрагентов. И налоговая проверка выливается в доследственную, а затем — в возбуждение уголовного дела. Чтобы этого не допустить, нужно наполнять будущее дело вашими доказательствами с самого начала, а также в ходе проверок предотвращать неправомерные действия налоговых и правоохранительных органов.
Анатолий Логинов
адвокат Pen&Paper