Концепция офиса, в котором есть все, чтобы сотрудник мог не отвлекаться от своих задач, очень популярна в России и на Западе, однако работает не всегда. Все зависит от типа сотрудников, работающих в таком офисе, и правильного поведения их руководства при найме.
Для того чтобы удержать талантливых сотрудников, компании стараются оснастить свои офисы не только лучшим оборудованием, но и дополнительными удобствами: кафе с бесплатной едой, комнатами отдыха, спортзалами, массажными кабинетами, классами йоги, игровыми комнатами с приставками и прочим. Этот тренд пришел в Россию из Силиконовой долины, поэтому особенно хорошо это заметно в IT–сфере, где конкуренция за самых лучших специалистов происходит не только на уровне брендов и зарплат, но и на уровне офисов. Суть такого подхода проста: чем интереснее и комфортнее будет на работе, тем меньше времени сотрудник проведет вне ее.
Противники этой концепции объясняют, что в конце концов сотрудники оказываются запертыми в офисе как в золотой клетке и, как только понимают это, стараются из нее выбраться. Комнаты отдыха и прочие бонусы действительно нужны далеко не всем, уточняют бизнес–тренеры. Более того, некоторым типам сотрудников они могут нанести вред.
Йога и смузи
Екатерина Овчинник, директор по персоналу России и СНГ компании "Интеркомп", приводит в пример теорию поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса. "Все перечисленные ухищрения могут удержать в компании поколение Х. Поколение Y (рожденные после 1984 года) воспринимают такие "плюшки" как данность, и удержать ими талантливого сотрудника будет достаточно сложно, — считает эксперт. — У нас 70% новых сотрудников относятcя к поколению Y, и мы видим, что главные ценности для них заключаются совсем в другом".
Директор по развитию программных продуктов компании "Аэроклуб ИТ" Яков Гольдфарб предлагает условно делить всех сотрудников на три категории и объясняет, что то, к какой категории относится сотрудник, влияет на то, как на него действуют офисные "плюшки". Так, есть категория А — люди, на которых держится вся компания. Это могут быть и руководители, и простые исполнители, их главная отличительная черта — результативность и проактивность. Категория B — середнячки, которые не определяют стратегию работы, но неплохо справляются с рядом задач. И наконец, категория C — не самый качественный пласт сотрудников. "По моему опыту, всяческие бонусы вроде смузи по утрам, классов йоги и игровых зон отлично работают для категорий B и C, — говорит специалист. — Именно их достаточно легко привлечь в компанию, упомянув наличие таких "плюшек", тогда как талантливые сотрудники будут в первую очередь внимательно относиться к наличию интересных разноплановых задач и четко выстроенной стратегии компании". Безусловно, сотрудники А–категории не станут отказываться от дополнительных бонусов, однако их роль в привлечении и удержании талантов очень несущественна, уверен Яков Гольдфарб.
"Фишки и плюшки необходимы в командах, где дорогостоящий продукт появляется благодаря креативному мышлению и не стандартному подходу к имеющимся глубоким знаниям сотрудника. Эти специалисты проводят в офисе гораздо больше, чем 8 часов рабочего времени, а среди основных пунктов профайла кандидатов на такие позиции есть обязательное требование иметь навык работы в условиях постоянного обучения и самоорганизации. Так проявление заботы об условиях труда это очень эффективный и честный способ показывать, что работа сотрудников нужна и важна для компании", - говорит HR-директор Первого ОФД Елена Булкина.
Мебельная мотивация
Работодатели по–разному решают проблему повышения лояльности сотрудников, в ход идут нематериальные и материальные стимулы, даже такие, как новая мебель. "Я знаю, что одна российская компания довольно успешно использовала немецкий опыт, сопровождая повышение сотрудника по должности ремонтом в кабинете, — делится опытом генеральный директор страхового общества "Помощь" Александр Локтаев. — Новая позиция — новые обои, удобные офисные кресла, исполнение в определенном цвете. Конечно, создание таких условий может быть стимулирующим фактором, но большое количество привилегий и избыточный комфорт могут привести к обратному эффекту". Иными словами, излишнее повышение комфорта рабочего процесса может привести к снижению эффективности этого процесса.
"Многочисленные излишества в офисе появились как ответ моде, во-первых и, во-вторых, как конкурентное преимущество, которое легко воспроизвести, - напоминает Юлия Завилейская, вице-президент по интегрированным коммуникациям DataArt. - Важно не увлекаться и не терять связь, что и зачем делается. Простое копирование теряет смысл".
"Важно, чтобы наличие зон отдыха не стало антимотиватором. Они должны быть устроены так, чтобы позволить сотруднику передохнуть в момент усталости, чтобы после "перезагрузки" подойти к работе с новыми силами", — говорит Михаил Турецкий, генеральный директор компании ProExpert. Офис может быть креативным и "домашним", но должен настраивать на работу, а не на отдых, напоминают психологи.
"Опасность чересчур уютного офиса заключается в том, что сотрудники могут забывать, для чего пришли в него, проводить слишком много времени в нерабочих зонах или часто отвлекаться", — рассуждает Татьяна Батурина, представитель компании Quadro Electric.
Для того чтобы этого избежать, необходимо уже на этапе рекрутинга подробно оговаривать график работы и задачи со всеми новыми сотрудниками, уточняет она. Свободный график, который позволяет специалисту самому решать, где и сколько времени находиться в офисе, она советует предоставлять только проверенным людям на руководящих должностях. "А руководители должны объяснить подчиненным, что если в офисе стоит игровая приставка, то это не значит, что можно половину рабочего дня играть в ГТА. Главное — оговорить все на берегу и очень детально", — считает специалист.
Ловушка для всех
Впрочем, чересчур уютный офис может навредить и руководству. "Золотая клетка удерживает пассивных сотрудников от добровольного увольнения. Таким образом, руководство создает условия для "избегательной мотивации" и воспитывает у подчиненных стремление минимизировать свой труд, ведь вокруг столько всего интересного", — предупреждает Ольга Чуватова, руководитель компании SalonMechti.
Кроме того, обилие "плюшек" может считываться сотрудниками как послание следующего содержания: "вот вам игрушки, и не мешайте родителям", предупреждают психологи.
Поэтому генеральный директор сети оптоклубов "Ряды" Елена Стрельцова считает, что работодатели не должны особо усердствовать с созданием на работе атмосферы "как дома". "Талантливым работникам важнее получать интересные задачи и решать их, узнавать что–то новое и преодолевать сложности, а не иметь возможность заниматься спортом в офисе. Правильнее, когда работодатель ценит личное время сотрудников и не поощряет, чтобы они задерживались на работе до ночи или работали в выходные, а развлечения работники и сами найдут", — говорит она.
Конечно, комфортные условия в офисе должны быть, но перебарщивать не стоит, резюмируют бизнес–тренеры.