Столкновение с недовольными блогерами может обернуться катастрофой для репутации предпринимателя и его компании. "ДП" узнал, как действовать, если вы или ваш бизнес атаковали те, за кем в соцсетях следуют миллионы.
Осознав силу блогеров с миллионными аудиториями, подружиться с ними уже давно пытаются как власти, так и бизнесмены. Дружба, правда, складывается не всегда. Так, например, на заседание в Госдуме, куда целенаправленно позвали авторов популярных страниц в социальных сетях, многие из приглашенных демонстративно отказались явиться, другие открыто признавались, что их подписчики специфически относятся к Госдуме. Общение банкира Олега Тинькова и ведущих Youtube-канала "Немагия" и вовсе закончилось длительным конфликтом. Блогеры не слишком лестно отозвались в своем ролике о бизнесмене, а тот подал в суд и потребовал извинений. Аудитория этот ход не оценила и встала на сторону ребят из "Немагии". Начали заступаться за них и другие блогеры. В итоге извинения принес сам Олег Тиньков. Успев к тому моменту собрать множество негативных откликов, он также отозвал исковые заявления. Репутация банкира, которая переживала еще не такие потрясения, вероятнее всего, пройдет и через это. А вот для не столь искушенных бизнесменов столкновение с недовольными блогерами может обернуться катастрофой.
"ДП" узнал у специалистов в области PR, как стоит действовать тем, чей бизнес или персона не угодили блогерам с огромным количеством подписчиков, и стоит ли вообще реагировать на подобные выпады со стороны известных шутников из Youtube и Facebook.
Подумать, прежде чем сказать
Традиционно большинство предпринимателей предпочитают вообще не замечать, кто и что о них пишет, лишь в редких случаях реагируя на "атаки" со стороны пусть даже популярных блогеров.
Читайте также:
Реакция и шум: о чем депутаты беседовали с блогерами
"Как показывают наши российские коммуникационные реалии, сама "атака" блогеров порой не так страшна для репутации бизнеса, как последующий ответ его представителей. У производственных компаний есть хорошее правило. Имеешь дело с рисками ЧП, аварий и прочими кризисными ситуациями? Заранее сформируй группы специалистов — антикризисные штабы. Оперативное руководство людей, знающих, как надо действовать, очень быстро берет ситуацию под контроль. Почему сфера коммуникаций никак не займется перениманием опыта у коллег из реального сектора, остается загадкой", — говорит руководитель отдела PR и SMM рекламной группы "Успешные Проекты" Юрий Епифанов.
Впрочем, в ряде случаев игнорирование может оказаться вполне удачной тактикой — по крайней мере так невпопад ответивший предприниматель не сделает хуже. Юрий Епифанов отмечает: "Игнорирование хорошо тем, что страхует от усугубления ситуации по собственной же вине. Плохо, если в защиту бизнесмена или компании вообще никто не выступает".
Генеральный директор коммуникационного агентства Spice Media Виктория Кулибанова поясняет, что решение реагировать или не реагировать надо принимать индивидуально в каждом конкретном случае. Надо учитывать множество факторов: насколько большой охват получило видео блогеров, насколько большую реакцию вызвало, может ли навредить бизнесмену то, что сообщили блогеры.
Блогеры против блогеров
С учетом того, что как ответ бизнесмена, так и его молчание при конкретном стечении обстоятельств могут нанести урон репутации последнего, Юрий Епифанов предлагает рассмотреть еще один вариант — подключение к вопросу блогеров, которые выступят в защиту предпринимателя.
"Базовый принцип таков: если одни блогеры устроили публичную порку бизнесу, то бизнес должен позаботиться о том, чтобы другие блогеры выступили в его поддержку. А в идеале еще и намекнули бы аудитории, что не все так чисто с этими откровениями. Таким образом конфликт переводится в другую плоскость: это уже не прямое противостояние блогер — бизнесмен, в котором приз зрительских симпатий, вероятнее всего, возьмет блогер. Как именно это провернуть — вопрос конкретных технологий, адекватного понимания блогосферы и бюджета. Но если на кону репутация, то активные действия необходимы", — говорит он.
Слово — деньги
В случае если с ответом решает выступить сам бизнесмен, то тут придется соблюсти ряд условий. В конце концов, не каждый внезапно сможет найти в себе годами дремавшего видеоблогера, как, например, Алишер Усманов. Юрий Епифанов предостерегает, что непродуманный ответ может вылиться в десятикратное удорожание кампании по приведению в порядок собственной репутации или репутации своего бизнеса: оценивать ситуацию в итоге будут не по тому, что наговорили блогеры, а по реакции предпринимателя.
"Чего точно не стоит делать в ситуации, когда бизнесмен привлек негативное внимание блогеров, так это хамить и угрожать. А что всегда найдет хороший отклик у аудитории, так это юмор. Если бизнесмен ответит блогеру на его обвинения с юмором, он может завоевать симпатии даже своих противников", — также подсказывает выигрышную формулу Виктория Кулибанова.