Президиум Смоленского областного суда отменил частное определение Смоленского областного суда от 2016 года, на основе которого Следственный комитет РФ по Ленинградской области начал проверку действий адвокатов IKEA в споре с Константином Пономаревым.
В частном определении Смоленского областного суда содержались доводы о том, что адвокаты якобы были причастны к фальсификации доказательств и организации заведомо ложных показаний в ходе разбирательств между шведским ретейлером и экс-аудитором Константином Пономаревым об аренде электрических дизель-генераторов для петербургских магазинов "Мега-ИКЕА".
Речь идет о показаниях бывшего менеджера IKEA Йоакима Виртанена, который выступал на стороне защиты Константина Пономарева, выдвигавшего против IКЕА многомиллиардные требования. Он обвинил адвокатов IKEA Семена Шевченко и Александра Хохолова в фальсификации доказательств.
В ходе проверки Следственный комитет установил, что достоверность показаний Йоакима Виртанена о действиях представителей IKEA объективными данными не подтверждена, тем более что он "давал показания в период совершения им иных противоправных действий". Таким образом, эти показания можно расценивать как "оправдание противоправных действий самого Виртанена", - говорится в постановлении Следственного комитета. Напомним, что в 2009 году Йоаким Виртанен был уволен из компании IKEA.
В ноябре 2016 года следствие отказало в возбуждении уголовного дела в отношении адвокатов шведской компании, так как в действиях защитников IKEA "отсутствуют признаки преступления". Свидетель по делу Константина Пономарева, как убедились в ходе расследования в СК, "давал показания добровольно, угрозы, шантаж или иные незаконные действия в отношении него не применялись". Кроме того, ранее правомерность действий коллег подтвердила и адвокатская палата. Теперь же президиум Смоленского областного суда отменил и само определение областного суда. Это решение обжалованию не подлежит.
Энергетический конфликт
Подключение к сетям электроэнергии торговых комплексов "Мега-Дыбенко" и "Мега-Парнас" стало для компании IKEA серьезным испытанием на прочность и привело к целому ряду судебных разбирательств.
Сначала торговые комплексы не могли подключить к постоянным сетям электроснабжения. Именно поэтому компания была вынуждена первое время работы торговых комплексов использовать дизель-генераторы, арендованные у компании "Системы автономного энергоснабжения" Константина Пономарева. До того как заняться арендой передвижных дизельных электростанций, он был аудитором.
Затем именно Константин Пономарев через суд потребовал у IKEA выплатить ему более 18 млрд рублей за аренду дизель-генераторов, использовавшихся компанией при открытии торговых центров в Санкт-Петербурге. Чтобы выйти из этого конфликта, IKEA обратилась к Игорю Шувалову, занимавшему на тот момент пост первого вице-премьера. Независимым посредником от лица государства во всех переговорах выступил директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития Сергей Беляков, позднее ставший заместителем министра.
В результате новым менеджментом шведской компании в 2010 году было подписано внесудебное соглашение, в рамках которого IKEA выплатила Константину Пономареву сумму, значительно превышающую первоначальный размер его требований, - 25 млрд рублей. Он, в свою очередь, отказывался от любых претензий и требований к компании, а все споры считались закрытыми.
"Этим соглашением мы закрываем все обязательства сторон, никаких взаимных дополнительных требований у сторон друг к другу быть не может, это исчерпывающие требования, они погашаются той суммой", - подчеркивал тогда глава департамента Минэкономразвития Сергей Беляков.
Однако спустя год Константин Пономарев вновь подал иск против IKEA – уже на 33 млрд рублей. Оказалось, что незадолго до подписания внесудебного соглашения с IKEA, гарантом исполнения которого выступало государство, он переуступил право требования долга другой аффилированной с ним компании "Рукон", которую впоследствии он сам и возглавил.
Появление новых требований окончательно убедили IKEA в том, что международный мебельный концерн пострадал от мошеннической схемы, разработанной Константином Пономаревым, которую, по данным компании, он уже применял и в отношении и других своих бывших клиентов. В частности, дочерней компании британской группы Raven Russia – логистического оператора "Торос". В 2014 году Высший арбитражный суд отказал Константину Пономареву в удовлетворении исковых требований против шведской компании.
В настоящий момент Константин Пономарев находится в СИЗО. Ему инкриминируются преступления по шести статьям УК РФ, в том числе покушение на мошенничество в особо крупном размере, заведомо ложный донос, связанный с искусственным созданием доказательств обвинения, заведомо ложные показания, подкуп свидетелей, уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере. Обвиняемому грозит до 11 лет лишения свободы.