У российских чиновников и ведомств снова появились претензии к Telegram, но инструментов давления на мессенджер не так много. Запретить то, чем они сами активно пользуются, власти едва ли смогут, тем более накануне выборов.
У власти снова появились вопросы к Telegram, о блокировке которого из-за невнесения его руководством данных в единый реестр распространителей информации так много говорили летом этого года. Тогда Павел Дуров отмахнулся от претензий и небрежно указал Роскомнадзору, где можно найти данные, а глава ведомства Александр Жаров сообщил, что сам внесет в реестр все необходимые данные. На этом не успевшая начаться демонизация Telegram большинством телеканалов тут же и прекратилась, и даже могло показаться, что все претензии к мессенджеру тут же исчезли. Но ФСБ тем временем уже готовила протокол об административном правонарушении — из-за того, что Telegram отказался предоставлять ключи для шифрования. Теперь же суд признал руководство мессенджера виновным в административном правонарушении (неисполнение организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений) и назначил штраф в размере 800 тыс. рублей.
О блокировке речи пока не идет: допущенное правонарушение не предусматривает подобных мер. Хотя министр связи в конце сентября напоминал, что блокировать мессенджер все-таки могут, если он не будет сотрудничать с российскими властями. Хотя здесь он может блефовать: власти так активно пользуются изобретением Дурова, что оставить самих себя без этого инструмента им будет достаточно сложно.
Вести и мониторить
Совсем недавно РБК сообщил, что в Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Пятигорске, Краснодаре, Самаре, Мурманске, Орле, Омске, Махачкале, Тюмени, Вологде и Новосибирске до конца октября власти планируют запустить около 100 анонимных каналов в Telegram, идеологическую повестку которых будут курировать в администрации президента. По данным издания, создание таких каналов необходимо для формирования предвыборной повестки.
Но если писать для Telegram в Кремле только собрались, то читают каналы там уже давно. Об этом, например, рассказывал пресс-секреталь президента Дмитрий Песков.
"В Кремле следят за публикациями в ключевых телеграм-каналах, их значение не следует преувеличивать, однако нельзя и игнорировать", — говорил он.
Кроме того, СМИ сообщали, что Telegram-каналы мониторят и в различных ведомствах, в частности МВД, ФСБ и Минобороны. Федеральные чиновники в мессенджер тоже заглядывают, но чаще ради собственного удовольствия, а не по работе. Один из министров, например, признавался "Ведомостям", что читает "Караульного", "Политбюро", "АТС1", "Незыгаря", "Газ батюшку", "Вестник Дамаска" и "16 негритят".
Госмессенджер №1
Об увлечении чиновников мессенджером Telegram летом рассказывал и советник президента по вопросам Интернета Герман Клименко. Он признавался, что секрет популярности мессенджера, в частности, заключается в том, что его используют все российские чиновники, и утверждал, что лично вообще не знает "министров без Telegram". Кроме того, в интервью изданию RNS Герман Клименко заявлял, что на данный момент "на 90% "госмессенджером" является Telegram, а еще на 10% — WhatsApp".
Он также объяснял, что если запустить "альтернативный мессенджер" для чиновников, то едва ли кто-то из них стремительно на него перейдет без какого-либо принуждения.
Среди всех этих заявлений стойко держался разве что Дмитрий Песков, летом уверенно заявлявший о возможности перейти на другой мессенджер. Правда, уже сейчас уверенности, кажется, поубавилось, и пресс-секретарь Кремля уже говорит, что пока блокировать Telegram никто не собирается. Все-таки на носу выборы, наготове 100 анонимных каналов, да и чиновников из неформального госмессенджера пока не выгнать.