Без штурмов, но c флагами. Как в Петербурге и по всей России празднуют юбилей  революции

Автор фото: Сергей Коньков/ТАСС
Подсвеченное красным здание Зимнего дворца в преддверии празднования 100-летия Октябрьской революции.

Мероприятия, приуроченные к 100-летию революции ограничились в основном просветительскими проектами, но нашлось место и для массовых событий. А бизнес, накануне юбилея активно взялся эксплуатировать события 1917 года в рекламе плакатах и различных акциях.

В честь 100-летия революции здание Эрмитажа подсветили красным цветом, решив воссоздать атмосферу столетней давности. Кроме того в музее стартовали многочисленные мероприятия посвященные событиям 1917 года в том числе была открыта масштабная итоговая выставка "Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь". "ДП" посмотрел, как вообще в России и Петербурге отмечали юбилей революции и от каких инициатив пришлось отказаться.

Идеи-отказники

Главному музею Петербурга по словам его руководителя несколько раз предлагали в том числе и повторить события 100-летней давности, то есть реконструировать штурм Зимнего. Но в Эрмитаже от таких самых безумных идей все же отбились, впрочем, видимо не от всех.
"Мы в этом году проиграли битву за Дворцовую площадь, потому что на сторону врагов встал город. Практически все, кто устраивает там свои шабаши, – это всё городские организации. Бесконечное строительство сцен, одна за другой",  - жаловался тогда Михаил Пиотровский.
Реконструкция штурма Эрмитажа не единственное предложение, от которого решили отказаться в преддверии юбилея революции. Так еще весной Совет по правам человека направлял в администрацию президента концепцию амнистии, приуроченной к 100-летию революции. Предполагалось, что под  действие амнистии могут попасть тысячи человек, но в середине октября в Кремле сообщили, что никаких решений по этому поводу пока не принимали.  

Светлый путь

Шумные и массовые мероприятия тема революции также почти обошла стороной. Исключением в Петербурге стал разве что Фестиваль света, основной темой которой выбрали как раз 100-летие революции. Площадкой для этого мероприятие, которое пройдет в городе 4-5 ноября, станет и крейсер "Аврора", а в рамках мультимедийного 3D-шоу покажут строительство крейсера и его боевой путь.
Зато от образовательных проектов, кажется, не отказался никто. Федеральные СМИ не скупились на многочисленные серии публикаций, посвященные событиям 100-летней давности, но наиболее интересным в этом плане оказался проект журналиста и писателя Михаила Зыгаря "1917", запущенный еще в конце прошлого года. Проект представляет собой соцсеть, из которой можно почерпнуть информацию о революции и сопутствующих ей событиях. А уже в октябре этого года вышла книга Зыгаря "Империя должна умереть", также посвященная истории русских революций.
В Петербургских музеях с начала года теме революции были посвящены разнообразные выставки и лекции. Так в музее политической истории была представлена экспозиция "Революция в России. 1917-1922", стартовала выставка "Фабрика лозунгов" и еще целый ряд мероприятий посвященных революции. Выставки и лекции, посвященные юбилею 1917 года в течение года проходили в основных музеях города, в частности в Русском музее, Эрмитаже, В Музее истории Санкт-Петербурга. Но одну из самых удивительных экспозиций летом представил Музей уличного искусства. В рамках экспозиции "Праздник к нам приходит" одно из зданий на территории музея стало неточной копией Зимнего дворца.  

Революция в бизнесе

Бизнес уже давно начал использовать в рекламе то образы плакатов окон РОСТА, то тему революции. Еще 10 лет назад, когда события 1917 года отмечали 90-летие на витринах магазинов, то и дело красовалась "Аврора". Например, продуктовая сеть "Пятерочка" знаменитым крейсером иллюстрировала акцию "Ноябрьская революция цен".
В этом году у ретейлеров появилось еще больше способов вспомнить о революционной тематике и использовать эту тему в рекламе они начали буквально с января. Например, компания DNS, торгующая ноутбуками еще в начале года объявила "революционные скидки на ноутбуки", снабдив сообщение об акции изображением людей с красным знаменем. Проиллюстрировали его роликом, составленным из изображений в духе плакатов 100-летней давности. Аптечная сеть "Первая помощь" тоже не обошла стороной революцию и изменив "ноябрьскую революцию цен" на "октябрьскую" фактически повторила ход "Пятерочки" 10-летней давности.
Петербургская сеть товаров для дома "Максидом" уже ближе к непосредственной годовщине Октября запустила акцию "революционные вторники" с множеством отсылок к событиям 10-летней давности. Одну из самых интересных в Петербурге  акций, приуроченных, к столетию Октября запустила компания "Таксовичкоф"- в компании предлагают экскурсии по революционному Петрограду, текст для которых создал и озвучил историк Лев Лурье.