Судья арбитражного суда Татьяна Нефедова взяла самоотвод после того, как кассация повторно отменила ее решения о привлечении бывшего банкира Александра Гительсона и его соратников к субсидиарной ответственности на общую сумму 11 млрд рублей.
Председатель 6-го судебного состава Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти Нина Корж удовлетворила ходатайство бывшего председателя правления Инкасбанка Татьяны Лебедевой и экс-главбуха кредитной организации Людмилы Саморуковой об отводе судье Татьяне Нефедовой. Одновременно было удовлетворено ходатайство самой судьи о самоотводе.
Стороны сошлись во мнении, что у Татьяны Нефедовой, рассматривающей дело о банкротстве Инкасбанка, уже сформировалась позиция по вопросу привлечения Лебедевой, Саморуковой и их бывшего шефа Александра Гительсона к субсидиарной ответственности. Она дважды - в 2014 году и в 2017 году (после отмены ее решения в кассации в 2016 году) - удовлетворяла ходатайство Агентства по страхованию вкладов о взыскании с бывших руководителей кредитной организации всей суммы неудовлетворенных ее обязательств - 11 млрд рублей. Вместо нее на рассмотрение субсидиарного иска назначен судья Дмитрий Глумов.
Инкасбанк, входивший в Восточно-Европейскую финансовую корпорацию (ВЕФК) лишился лицензии и обанкротился в 2009 году (на сегодня такая же судьба постигла практически все банки, входившие в эту корпорацию, за исключением Банка ВЕФК, который - первый в истории России - был подвергнут санации). Александр Гительсон отбывает наказание за мошеннический вывод из Инкасбанка денег, а в рамках дела о банкротстве кредитной организации АСВ ходатайствовало о привлечении бывшего банкира, а также бывшую главу банка и экс-главбуха к субсидиарной ответственности - это случилось в 2014 году, когда стало понятно, что активов на погашение обязательств на общую сумму 11,5 млрд рублей не хватает.
Суд удовлетворил ходатайство, но адвокаты ответчиков обжаловали определение суда в апелляционной инстанции, а после ее отказа - в кассационной. Арбитражный суд СЗО вернул дело на новое рассмотрение, предписав сначала определить точную сумму непогашенных долгов. И вот в 2016 году, когда все активы были реализованы, а долг уменьшился всего на сотни миллионов рублей, ходатайство снова было заявлено. Судья Нефедова удовлетворила его повторно, но его снова отменили в вышестоящей инстанции.
Суд кассационной инстанции отменил это определение и вернул дело на новое рассмотрение. На сей раз судьям первой инстанции предписано "правильно распределить бремя доказывания" вины ответчиков в банкротстве банка.
Между тем в том же Арбитражном суде СПб и ЛО рассматривается дело о личном банкротстве Александра Гительсона. В случае если решение о привлечении экс-банкира к субсидиарной ответственности вступит в силу, долг 5 млрд рублей останется висеть на нем и после завершения этой личной процедуры.