Банк "Санкт–Петербург" вошел в капитал торговой сети "Детки". Банк инвестирует в это направление, несмотря на печальный опыт работы с группой компаний "Дети", которая задолжала ему 700 млн рублей.
В августе банк "Санкт–Петербург" через свою структуру стал обладателем 49% долей в ООО "Детки", которое управляет одноименной сетью из 31 магазина детских товаров. Стороны подтвердили проведение сделки, однако ее сумму не раскрывают.
Привлекли детские перспективы
Как сообщили в пресс–службе банка "Санкт–Петербург", доля в размере 49% в ООО "Детки" была выкуплена фондом BSPB Capital VPF LP, в котором банк является финансовым инвестором. "Сегмент детских товаров представляется фонду инвестиционно привлекательным", — сообщили в банке. В мае банк "Санкт–Петербург" уже использовал эту компанию для инвестиций в петербургский интернет–магазин Babadu.ru. По данным СПАРК, в мае фонд получил 21,13% в ООО "ББД". Объем вложений тогда составил 200 млн рублей, сообщал банк.
Полученные средства "Детки" направят на развитие сети в Петербурге и Москве, а также расширение ассортимента магазинов за счет собственных торговых марок, сообщили в банке. При сохранении текущих рыночных условий компания будет развиваться прежними темпами, говорит Сергей Балух, совладелец ООО "Детки", который подтвердил проведение сделки с банком. Напомним, за 2 года компания открыла 24 магазина в Петербурге и семь в Москве. В 2016 году оборот ООО "Детки" составил 2,34 млрд рублей. По итогам 2017 года Сергей Балух прогнозирует рост показателя до 3 млрд рублей. Объем привлеченных от банка средств он не раскрывает.
В ГК "Финам" 49% компании "Детки" оценивают в 1,4–1,75 млрд рублей. "Мы не обладаем информацией, была ли покупка произведена с учетом имеющейся задолженности", — подчеркивает Алексей Коренев, аналитик ГК "Финам".
Он обращает внимание, что кредиторская задолженность ООО "Детки" увеличилась с 254,7 млн рублей в 2015 году до 448 млн в 2016–м.
Не связаны с "Детьми"
Сеть "Детки" на рынке многие связывают с холдингом "Дети", выходцы из которого в 2015 году и основали компанию.
По данным СПАРК, после сделки с банком их доли наполовину сократились: у Сергея Балуха осталось 11,9%, у Дмитрия Парфенова — 11,9%, у Олега Симаходского — 11,9%, у Дениса Балуха — 5,3%. Еще 10% принадлежит Григорию Преловскому. На преемственность между двумя сетями указывает схожее оформление вывесок, а также расположение магазинов: многие "Детки" занимают помещения "Здорового малыша" и "Детей".
По этой причине за сделкой по продаже 49% долей ООО "Детки" некоторые эксперты видят желание банка получить старый долг с банкротящегося холдинга "Дети". Дело в том, что банк "Санкт–Петербург", которому холдинг задолжал 700 млн рублей, входит в число крупнейших кредиторов "Детей" наряду со Сбербанком (2,2 млрд рублей), Альфа–Банком (1,2 млрд рублей). Однако в банке "Санкт–Петербург" подчеркивают, что проект "Детки" никак не связан с ГК "Дети" и инвестиции фонда — это новые деньги, направленные на развитие данной сети.
"Риски инвестирования в ООО "Детки" считаем минимальными", — говорят в пресс–службе банка. Сотрудничество "Деток" с банком "Санкт–Петербург" не является продолжением партнерства банка с ГК "Дети", так как эти розничные компании никак не связаны друг с другом, в свою очередь утверждает Сергей Балух.
Детей будет меньше
Торговля товарами для детей — перспективная и растущая отрасль. "Магазины детских товаров весьма прибыльны. Даже в кризис они не испытали существенного снижения показателей", — говорит Алексей Коренев. По его словам, дети постоянно рождаются, растут, потребности россиян в детском питании, одежде, игрушках не снижаются.
Сдерживающими факторами участники рынка называют стагнацию потребительских доходов, а также наметившееся снижение рождаемости. По данным Росстата, за 5 месяцев 2017 года рождаемость снизилась на 11,5% по сравнению с январем–маем 2016 года, в Петербурге — на 10,5%.
“
Скорее всего, сделка была безденежной. Исходя из того что для банка "Санкт–Петербург" это уже вторая сделка на рынке товаров для детей, то вполне возможно, что банк намерен в будущем объединить эти два актива и создать омниканального игрока, сочетающего розничную сеть и интернет–магазин, так как уже понятно, что интернет–магазин без офлайновых магазинов малоконкурентен. Долгосрочной целью такого партнерского союза может быть повышение доходности бизнеса с последующей продажей активов кому–либо из лидеров рынка, например компании "Детский мир", которая сейчас активно наращивает сеть.
Николай Габышев
управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital