Алэн Семелькин (25 лет) родился в Праге, получил американское и чешское образование, а бизнес приехал делать в Петербург. Его дело — ледовое: каток Ice Rink в поселке Новоселье Ленобласти за первый год работы выручил около 50 млн рублей. На арену большой спрос со стороны хоккейных команд.
Семья Алэна Семелькина переехала из Петербурга в Прагу в 1990–х. Он успел поучиться в разных странах: во французском лицее и британской школе в Праге, военной академии в американском городе Уэйне (штат Пенсильвания), Drexel University в США и University of New York in Prague в Чехии. Алэн получил образование как в финансовой сфере, так и в массмедиа. Чешский язык стал для него родным, но предприниматель свободно разговаривает еще на трех других: французском, английском и русском.
С 6 лет Алэну был близок спорт, он долгие годы мечтал о спортивной карьере: занимался плаванием, большим теннисом и наконец всерьез увлекшись водными мотоциклами, стал чемпионом России в составе команды "МЧС–Аквабайк–Спас" в 2007 году и чемпионом Чехии в личном зачете в 2008–м. Сейчас его жизнь неразрывно связана со льдом: он руководит всеми бизнес–процессами катка Ice Rink, где регулярно тренируются любительские хоккейные команды, и сам играет в хоккей.
Школьный завхоз
Первые предпринимательские навыки Алэн получил в Valley Forge Military Academy and College — элитной школе в США, среди выпускников которой — принц из Саудовской Аравии и сын французского президента. "Там была очень любопытная система обучения, которая отлично развивала навыки организатора и управленца, — говорит Алэн. — По–нашему, я был там завхозом: закупал инвентарь для школы, контролировал работу столовой. В моем непосредственном подчинении было 20 человек, а всего я управлял 50 и отвечал за 800 учащихся в школе".
Во время обучения в школе Алэн решил построить военную карьеру. "Это самое настоящее Суворовское училище, — вспоминает Алэн. — Там ломают все, что ты знаешь, и делают из тебя нового человека, самостоятельного, уверенного. Нас воспитывали как будущих лидеров. Оканчивая ее, я понимал, что могу переехать в любую страну и точно там не пропаду".
Однако вместо того, чтобы строить военную карьеру, молодой человек занялся семейным бизнесом. Он вернулся в Петербург, чтобы возглавить компанию "Форум". Фирма приступала к строительству ледовой арены в рамках проекта "Новоселье: Городские кварталы". Отец Алэна — Юрий Семелькин, российский девелопер, совладелец УК "Новоселье", которая застраивает одноименный поселок в Ломоносовском районе Ленобласти. Он же входит в состав учредителей "Форума".
Раньше катка должен был появиться трехэтажный центр для экстремальных видов спорта — с искусственной волной, батутом, скалодромом. Планировалось, что площадь объекта составит 6 тыс. м2, а общий бюджет строительства — $12 млн. По замыслу, центр должен был окупиться через 15 лет. В 2014 году проект пришлось заморозить: из–за санкций против России общая стоимость комплекса выросла чуть ли не вдвое.
Все самое прочное
"Мы приняли решение строить каток, который станет якорем для развития территории и площадкой для досуга", — объясняет Алэн. Ледовую арену начали проектировать в 2014 году, а в эксплуатацию ввели в июне 2016 года. Площадь спортивного объекта — 3,5 тыс. м2. Одновременно на льду могут заниматься до 50 человек, вместимость зрительного зала — 185 человек. "За пример я брал катки в "Игоре" и Таврическом саду, — рассказывает Алэн. — Это самые крутые объекты с точки зрения сервиса в моем понимании".
Прежде чем приступить к проектированию, бизнесмен познакомился с несколькими владельцами городских катков. "Они предупреждали меня: клиенты все ломают, надо закладывать самые износостойкие антивандальные материалы, — вспоминает Алэн. — Мы изначально планировали делать все качественно, а фокус на эти материалы также внес ощутимые поправки в расчеты". В итоге бюджет составил 350 млн рублей.
Оборот за первый год работы — 50 млн рублей, прогноз на следующий — 70 млн рублей. До 70% дохода — непосредственно от услуг аренды льда. Кроме того, при катке работают магазин, центр заточки коньков, два спортзала, школа хоккея Ice Rink и фигурного катания Golden Ice, кафе и сауна.
Главные клиенты Ice Rink — хоккеисты (на льду занимаются хоккейные команды компаний "Баррикада", "Полиметалл", "Балткомплект", "Авангард Профилерс") и фигуристы. "Но лед универсален. Недавно, например, у нас снимали китайское реалити–шоу", — говорит Алэн.
Главным подводным камнем, по словам предпринимателя, оказались клиенты, которые не были готовы к максимальному сервису. "Они пугались, когда администратор постоянно контактировал с клиентом и спрашивал, все ли понравилось, надо ли что–то исправить. Приходится выращивать клиентов самим", — улыбается Алэн.
Средний чек аренды льда для хоккейной команды составляет 14,5 тыс. рублей за час в прайм–тайм.
В штате компании, не считая тренеров, 10 человек. Алэн, который проводит на катке по 12 часов в день, отмечает, что в случае чего может сам залить лед и встать за стойку администратора: "Это сначала мне все было в новинку, а сейчас я умею все".
Объем рынка услуг катков в Петербурге — примерно 300 млн рублей в год. В городе большой дефицит: новых катков не хватает, убеждена Ксения Поталицына, владелица школы BodyLine, тренер–хореограф СДЮШОР "Звездный лед". По ее словам, в городе около 20 катков, где могут заниматься фигуристы, и каждая новая арена воспринимается на ура.
"У хоккеистов еще хуже: льда не хватает всем клубам, — говорит Максим Щетинин, тренер ХК "Питер" и владелец центра подготовки вратарей i.Goalie.Pro. — Катков мало, особенно по сравнению с Финляндией, где в небольших городах куда больше арен. Еще 10 новых катков в городе точно заполнятся без проблем".